За Владимиром Зеленским пока ещё не закрепилась репутация патологического лгуна, но треплом его уже называют.
Причина – метания в вопросе войны и мира.
Сознавая настроения общества, он не раз в период избирательной кампании говорил о мире в Донбассе. А во время инаугурации разыграл даже небольшую интермедию.
«Меня часто спрашивали, а на что вы готовы ради прекращения огня?..» – начинает он. То есть для Зе вопрос не нов, если «часто спрашивали». Должен и ответ чётко знать. Действительно, если вас часто о чём-либо спрашивают – хоть про дважды два, хоть про бином Ньютона, хоть про мир, – то вы не ударите в грязь лицом. Зе и не ударил. Для него вопрос мира был настолько прост, что он изобразил недоумение: «…странный вопрос… А на что готовы вы, украинцы, ради жизни близких вам людей? На что? Могу заверить: ради того, чтобы наши герои больше не гибли, я готов на всё. И я точно не боюсь принимать сложные решения, я готов терять свою популярность, свои рейтинги, и если будет нужно, я без колебаний готов потерять свою должность, чтобы только наступил мир». Аплодисменты.
В принципе, речь хороша. Немного, правда, «герои» покоробили. Хотя… герои так герои. Многие, например, героями считают детей и женщин Донбасса.
Возможно, и Зеленский именно их имел в виду. Он не уточнил. Наверняка его спичрайтеры так задумали: чтобы каждый слушатель представлял себе своих героев.
О мире Зеленский говорил и прежде. Например, за два месяца до победы, 21 марта, большой группе журналистов: «Нужно говорить с представителем РФ», «…мы должны просто прекратить огонь». Говорил и победил, выдвинув альтернативу порошенковскому лозунгу «Армія! Мова! Віра!». Далее победитель президентской избирательной кампании собирался вести переговоры «с привлечением США и Великобритании».
В день инаугурации, принимая президента Грузии Саломе Зурабишвили, он бросил пробный камень, изучая реакцию: «Почему наша команда пошла в политику? Вызов номер один для нас – прекращение огня на востоке, где ежедневно гибнут наши люди». А ему в ответ: «Мы должны объединить позиции Украины и Грузии по курсу на евроинтеграцию и членство в НАТО»! Пани Саломе ретранслировала обеспокоенность англосаксов, которым неприятно было слышать Зеленского, прежде обещавшего референдум по НАТО. В тот же день вечером американцам о мире он прямо уже не говорил, всё вокруг да около: «Реформирование Украины в целом, во всех отраслях, будет происходить не после прекращения огня на Донбассе, а параллельно. Потому что нам это нужно».
По поводу «огня на востоке, где ежедневно гибнут наши люди» он язычок перед американцами прикусил. Напротив, едва ли не слёзно попросил Курта Волкера помочь одолеть «агрессию России».
Но от установления мира как цели Зеленский не отказался. Зе-команда придумала: проведём референдум! Новоиспечённый глава администрации президента Андрей Богдан озвучил эту идею: «Мы рассматриваем вынесение вопроса о достижении мирных договоренностей с Россией на народный референдум, чтобы не только депутаты проголосовали и президент принял решение, а народ принял решение и общество дало оценку». Эта робость насмешила даже националистов: если референдум – зачем тогда президент? Ну а противники мирного урегулирования конфликта грозно затопали ножками: никаких переговоров с Россией!
Это возымело действие. 23 мая информационное пространство на миг наполнилось коротким словом «Нет!»: отвечая на вопрос журналистов, будут ли переговоры с Россией, Зеленский и сказал это самое «нет». Пинг-понг с самим собой.
Обещал Зеленский и информационную войну. Против кого и с кем? В инаугурационной речи он заявил, что необходимо «возвращать сознание» жителям Донбасса (в переводе на украинский – свідомість). Но вот вопрос – хотят ли этого дончане и луганчане? Желают ли они возвращения в украинский мир, ныне наполненный альтернативной историей, тотальной украинизацией и даже новым правописанием? Жаждут ли увидеть марши всевозможных национал-свидомых отморозков на улицах своих городов и портреты Бандеры? Что имел в виду Зеленский под «возвращением сознания», он снова не уточнил.
Единственно верный вариант «мощной информационной войны», в окопы которой он намеревался призвать блогеров и журналистов, состоит в том, чтобы поднять на Украине антивоенную волну. Показать горе и ужас реальных людей, чьи сыновья погибли и остались инвалидами. «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся», – говорится в Книге, на которой клялся Зеленский, принимая обязанности президента Украины.
Если люди увидят, как погибают и за что погибают конкретные Вани и Мыколы, а не отвлечённые «наши герои», война быстро кончится. Многие и так понимают, что Вани и Мыколы воюют и гибнут за то, чтобы упыри жили в белых дворцах и отдыхали на Мальдивах. И это в силах Зеленского – показать правду о том, что десятки тысяч украинцев положили жизни ради обогащения кучки прохвостов во главе с Порошенко. Именно таков запрос общества.
Казалось, что и сам президент это хорошо понимал – в прошлой своей жизни, когда был комиком.
Между тем националисты уже очухались и пришли в себя от шока после победы Зеленского. Дмытро Ярош, фюрер так называемой Украинской добровольческой армии, грозит: «Зеленский в своей инаугурационной речи говорил, что готов потерять рейтинги, популярность, должность… Нет, он потеряет жизнь. Будет висеть на каком-то дереве на Крещатике – если предаст Украину и тех людей, которые на Революции и Войне погибли. И очень важно, чтобы он это понимал». Пригрозил он и «сопротивлением власти», если та не будет послушной.
Проамериканскую партию войны – отмороженных нациков, генералов, олигархов, политологов, жирующих на крови, беспокоят слова Зеленского о «прекращении огня в Донбассе» (пока только слова!). Их устраивает кровь, капля за каплей приносящая им дивиденды.
Новый президент Ярошу ничем не ответил (что, разумеется, в стане националистов воспринимается как слабость). Он съездил в Донбасс – на позиции ВСУ, где высказался вовсе не на тему прекращения огня. «Условия для военных, защищающих Украину, должны быть нормальными», – произнёс Зеленский. Иначе говоря, войну продолжил – в статусе Верховного главнокомандующего. В хрустящей голубой рубашке он побывал даже на постах наблюдения и в блиндажах, сообщает пресс-служба президента. И уточняет, что «до позиций противника 400 метров». Итак, и «противник» уже есть. Странно, что «войск агрессора» Зеленский не разглядел. Официальный сайт президента разместил целую серию красивых фотографий с Зеленским в бронежилете и даже временами в каске в окружении военных – Ярошу и иже с ним должно понравиться. Как и то, что вояж президента «на фронт» сопровождался обстрелами ДНР и ЛНР, в результате которых дома мирных граждан разрушены, несколько человек (в том числе две маленькие девочки) получили ранения.
Это и есть обещанное Зеленским «возвращение сознания»?
Спустя два дня после поездки в Донбасс новый президент дал новое обещание: «…действовать максимально быстро и эффективно для освобождения наших ребят». Это о тех «ребятах» из 53-й ОМБР, которые сами приехали на грузовике с документами бригады на блокпост ДНР, то ли заблудившись, то ли спасаясь от «дружеского огня». В то же время минские переговоры буксуют, поскольку Киевом не назначены представители в переговорной группе. Интересно, как Зеленский будет без этого «действовать максимально быстро и эффективно»?
А 30 мая совсем уж по-порошенковски новый президент заявил на встрече с американским сенатором: «У нас две войны – война с Россией и война с коррупцией внутри страны…» В тот же день он обсудил с министрами иностранных дел Франции и Германии «креативные идеи» относительно Минских соглашений, суть которых не разглашается. Это тоже чистая порошенковщина: вместо установления мира вести бесконечные разговоры о нём: бывший глава государства, помнится, тоже был полон разнообразного «креатива».
Мира нет. Есть топтание Зеленского на крови.