Встреча советников по безопасности из США, России и Израиля, которая должна пройти в понедельник в Иерусалиме, станет беспрецедентным событием не только потому, что переговоры в таком составе и в таком месте, организованные по предложению Биньямина Нетаньяху, продемонстрируют, какое большое значение имеет его страна для двух сверхдержав. Россия могла обсуждать будущее Сирии с Турцией и Ираном, а США — с Саудовской Аравией и государствами Персидского залива. Однако ни одна другая страна региона, даже Турция, тесно связанная и с Вашингтоном, и с Москвой, а также участвующая в военной операции на сирийской территории, не могла бы появиться на совместном саммите с ними обоими.
Нетаньяху, что совершенно естественно, будет активно использовать эту встречу в избирательной кампании (кстати, американцы сообщили о ней накануне самороспуска Кнессета).
Одновременно Иерусалиму следует понимать, что Джон Болтон и Николай Патрушев могли бы вести переговоры и без участия Меира Бен-Шабата. Саммит в израильской столице (Россия признала Западный Иерусалим столицей еще в прошлом году) — это жест в адрес Нетаньяху и, возможно, компенсация за то, что Израилю придется расплачиваться за достигнутые в ходе встречи договоренности.
Чего хотят Вашингтон и Москва
США и Россия хотят завершения войны в Сирии и ограничения послевоенной роли Ирана в этой стране. Израилю война мешает меньше, поскольку она парализует потенциального врага, но зато он требует полного удаления с сирийской территории иранских военных и боевиков, число которых может доходить до 60 тысяч человек. Это вполне обоснованное (Иран продолжает заявлять, что стремится стереть Израиль с карты мира), но нереальное требование: войну для Асада выиграла не только российская авиация, но и иранская пехота, так что никому не удастся силой изгнать ее из Сирии. Вряд ли Асад, даже если захочет, сможет это сделать.
Но если для США Иран — враг, а объявление о саммите появилось еще до очередного, угрожающего перерасти в войну обострения ситуации в Персидском заливе, то для России это конкурент в процессе создания послевоенного устройства Сирии. Москву беспокоят формирование там не подчиняющихся государству шиитских вооруженных сил по образцу организации «Хезболла» и планы создания иранской морской базы в порту Банияс. Уже раньше она дала Израилю обещание, что иранские силы будут отодвинуты на 70 километров от границы, но не смогла его сдержать. Апрельские столкновения российских сил с сирийскими боевиками в Алеппо и Дейр-эз-Зоре, а также отказ продать Тегерану зенитно-ракетные комплексы С-400 (покупка этого оружия Турцией пошатнула ее позицию в рамках НАТО) четко показывают, что россияне недовольны действиями союзника.
Москва пользуется существующей между Тегераном и Вашингтоном враждебностью. Возникший между ними политический кризис сближает россиян с раздосадованной безответственностью Трампа Европой, а одновременно приносит им доход, поскольку цена на нефть растет. При этом соглашение с США по Сирии (признание Вашингтоном режима Асада и смягчение санкций взамен за ограничение роли Ирана) позволит России вернуть себе роль одного из ключевых игроков на ближневосточной сцене. Москвой движут амбиции, и частично в политическом плане она своей цели уже добилась.
В эпоху Трампа США возвращаются к модели дипломатии столетней давности
Обе стороны, правда, отрицают, что готовят соглашение, а израильтяне — что они его одобрят, но с точки зрения США в нем есть еще один плюс: снизится риск войны с Ираном, которой не хочет Вашингтон, и на которую не решится Тегеран без российской поддержки. Россия, в свою очередь, получила бы возможность вести двусторонние переговоры с американцами по другим вопросам. Первым из них могла бы стать Украина. Если Болтон и Патрушев договорятся, то официально о достигнутом компромиссе смогут объявить несколькими днями позже президенты двух стран на встрече «Большой двадцатки» в Осаке. Новый кризис державам не грозит, даже если компромисса не будет, поскольку переговоры советников — это экспертный а не политический уровень, а Нетаньяху выиграет в любом случае от самого факта встречи в таком месте и с такими участниками.
Сторонники теорий заговоров смогут вне зависимости от исхода саммита бесконечно спорить о том, кто с кем и в ущерб кому тайно договорился, а также задаваться вопросом, выступает ли соглашение Болтон — Патрушев логичным продолжением заключенного сто лет назад Соглашения Сайкса — Пико или приходит ему на смену. В целом они наконец будут правы, ведь альтернатива системе опирающихся на закон многосторонних договоров, которую поддерживала Америка до прихода Трампа, это лишь вольно-американская, вольно-российская и появляющаяся сейчас на ринге вольно-китайская борьба без правил.
Источник: inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.