Почему фашистская техника в России отказывала на морозе

Хуже всех приходилось танкистам и подводникам

С какой проблемой постоянно сталкиваются российские автомобилисты зимой? Да, актуальная тема – очистить автомобиль от выпавшего за ночь снега и запустить замёрзший двигатель. Интересно, а как очищали от снега военную технику в годы Второй мировой? Такую историю мы вам сегодня и расскажем.

Так вот, с очисткой танков от снега в условиях зимних боёв в России всё было просто — их не очищали. «Грязный танк в бою не виден», как говорится. То же самое с заснеженным танком. Более того: и немцы, и наши зимой намеренно красили танки в белый цвет.

Снег – не самая главная проблема в зимней войне. С танками и с прочей техникой зимой были другие сложности – застывающее масло в коробке передач и в двигателе, а также жуткий холод внутри железной машины. Кроме того, по свидетельствам ветеранов, поздней осенью танки за ночь вмерзали в грязь, и двигатель не мог оторвать гусеницы с места. Чтобы избежать примерзания к земле, немецкие танкисты на ночь заводили танки на пару лежащих брёвен.

Известный немецкий танковый ас Отто Кариус, воевавший на Восточном фронте (автор известнейших мемуаров «Танки в грязи», в мирной жизни — владелец аптеки Tiger недалеко от Гейдельберга, кстати, умер всего два года назад), вспоминал, что под танками разводили небольшие костры, чтобы масло не замерзало, а внутри танка ночью жгли керосиновую коптилку, чтоб согреть воздух.

В результате все немецкие танкисты зимой ходили с чумазыми лицами, как черти.

О русской зиме с содроганием (во всех смыслах) вспоминал и прославленный ас-штурмовик Люфтваффе Ганс-Ульрих Рудель (в своей известной книге Пилот «Штуки»). Он рассказывал, как техники изощрялись разогревать по ночам двигатели, надевая на капот самолёта специальное приспособление, гонявшее внутри горячий воздух. В общем, так им и надо, фашистским оккупантам!

А вот кому реально пришлось столкнуться с проблемой очистки техники от льда, так это морякам — в первую очередь, подводникам. Находясь на поверхности зимой (а дизельная лодка, чтоб вы знали, дорогие читатели, основное время в походе, как правило, проводила на поверхности) в Северной Атлантике и особенно в Арктике, обрастает от ватерлинии до кончика выдвижных устройств льдом. И этот лёд, накапливаясь, безусловно влиял на дифферентовку, ходовые качества и управляемость лодки, и на её боеспособность. Вот кому было невесело-то зимой, откалывая этот лёд ломами, топорами и прочим шанцевым инструментом!

Фото (скан с оригинала) прислал наш немецкий приятель-историк Хейко Айхнер из Бад-Лаузика. Спасибо ему!

На фото — экипаж немецкой лодки типа VII в Советской Арктике в 41 или 42 году. Обратите внимание и на лёд, о котором мы выше поговорили, и на интересную униформу немецких подводников: тёплые куртки, шапки-ушанки и вязаные шапочки.

Итак, дорогие читатели! Когда вы будете завтра утром заводить свой замёрзший автомобиль — не спешите ругать холодную русскую зиму! Вспомните, что именно погодные условия внесли большой вклад в нашу победу над немецко-фашистскими оккупантами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *