Благодарность за свободу? Не шляхетское это дело

Благодарность за свободу? Не шляхетское это дело
Благодарность за свободу? Не шляхетское это дело

Польша стала лидером по числу актов вандализма в отношении советских памятников: только в первом полугодии нынешнего года там зафиксировано 33 подобных случая, сообщил, выступая на днях в Совете Федерации, заместитель министра обороны России генерал армии Павел Попов.

Похожие случаи, отметил генерал, произошли также в Чехии (пять) и Германии (один). Но именно в Польше борьба с военно-мемориальными объектами, сооруженными в свое время в память об освободительной миссии Красной армии, давно приобрела характер настоящей войны. В одном лишь нынешнем году она вылилась не только в осквернение, но и прямой демонтаж 26 памятников.

Власти Польши, как центральные, так и местные, останавливаться на этом не намерены. Как заявила официальный представитель министерства культуры и национального наследия Анна Бочан, договор между правительствами Польши и РФ «О захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий», подписанный в 1994 г., обязывает польскую сторону охранять только воинские захоронения и памятники на кладбищах в силу того, что они подпадают под действие Женевских конвенций 1949 г. и польский закон о военном погребении и военных кладбищах 1933 г. Но «договор не распространяется на символические памятники, то есть памятники братства по оружию или благодарности Красной армии, которые не являются частью военных кладбищ и мемориальных комплексов», – уверена А.

Бочан. А раз так, то их можно без всякого сомнения и сожаления сносить.

Институт национальной памяти Польши с готовностью представил список из 75 советских памятников, которые рекомендовано стереть с лица земли. При этом вандализм прикрывается глубокими моральными соображениями. Как считает директор бюро по мемориальным вопросам ИНП Адам Щивек, памятники советским солдатам повсеместно ставились на территории Польши якобы против воли поляков, а потому должны быть снесены. Кое-что можно и сохранить, но вовсе по другим мотивам – в память не о совместной борьбе польского и советского народов против германского нацизма, а в качестве напоминания о «коммунистической тирании». Пан Щивек считает, что, например, демонтированный в 2010 г. памятник советско-польскому братству по оружию можно было бы сохранить в музее холодной войны «Подборско 3001» в городе Борне-Сулиново (северо-запад Польши) для демонстрации того, что «на самом деле» означали такие памятники.

Из этих сентенций надо понимать так, что ни братства по оружию у Войска Польского с Красной армией не было, ни освободительной миссии Советских Вооруженных Сил.

Подтверждая такой настрой, власти Варшавы, например, хотят демонтировать памятник Благодарности Красной армии в Скарышевском парке на правом берегу Вислы. Он был возведен в 1946 г. на месте братской могилы 26 советских солдат. Во время реконструкции площади Вашингтона в 1968 г., вблизи которой находится памятник, останки красноармейцев были эксгумированы и перезахоронены на мемориальном кладбище, а сам памятник перенесли вглубь главной аллеи парка. В последние годы мемориал был несколько раз осквернен, в последний раз – в апреле.

Благодарность за свободу? Не шляхетское это дело

Самое «лучшее», что его ждет, – перемещение в фонды музея истории Польши, где он, вероятнее всего, будет служить все той же сверхзадаче – олицетворять советский «экспансионизм». В худшем случае – его просто разрушат, хотя городская администрация и убеждает, что демонтаж памятника начнется только после того, как музей примет положительное решение о его сохранении.

Похожая судьба ждет и памятник советским солдатам в Домброве-Гурнича на юге Польши. Уже начат его демонтаж для последующего перемещения в музей холодной войны.

О вероятности такого оборота дела в отношении сотен памятников предупреждали трезвые политики и эксперты еще в прошлом году, когда в Польше готовили, а затем приняли поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя. Они обязывали власти в течение следующих 12 месяцев убрать из общественных мест все подпадающие под закон памятники. Только близорукий не видит, что борьбой с «наследием коммунизма» прикрываются куда более зловещие планы, суть которых предельно четко вскрыл глава МИД России Сергей Лавров: в Польше «сознательно, последовательно, масштабно насаждается русофобия в качестве национальной идеи».

Инициаторам этой идеологической кампании явно бесполезно напоминать, что безвозвратные потери Красной армии при освобождении их страны составили 600 212 человек. На территории Польши захоронены также сотни тысяч советских военнопленных и людей, угнанных нацистами с территории СССР в качестве рабов. Всего в этой стране 634 советских захоронения, в которых покоятся 1 362 463 человека. 

В нормальном обществе принято испытывать благодарные чувства к человеку, сделавшему для тебя доброе дело. А тут советский воин не просто отметился добрым делом, он жизнь свою отдал, чтобы помочь полякам сбросить иго нацизма. Но такие чувства – и это уже не раз доказано самими «шляхтичами» – им неизвестны.

Обратим внимание на аргументацию того же ИНП, прозвучавшую от специалиста его Бюро по увековечению борьбы и мученичества Даниела Марковского: «С одной стороны, мы не подвергаем сомнению то, что Красная армия освободила Польшу от оккупации немецких фашистов. Это, конечно, мнение, соответствующее правде. Но, с другой стороны, за этим освобождением не последовало возвращения Польше независимости, потому что позже началась оккупация советская, началось правление коммунистического режима, террор. И мы трактуем этот период как де-факто очередную оккупацию».

С одной стороны, с другой стороны… А с какой «стороны» вещал бы пан Марковский, если бы в свое время не пришла Красная армия и нацистский гнет продолжал висеть над его родиной долгие годы? Да и был ли у него шанс родиться в таком случае вообще? Теперь же этот «шляхтич» со вкусом рассуждает о том, что «объекты символические, посвященные Красной армии, должны быть убраны из общественного пространства как пропагандирующие иностранный тоталитаризм и очередную оккупацию».

Интересно, что даже некоторым из представителей властей предержащих достает ума увидеть разницу между подвигом освободителей и послевоенной политикой. Так, старейший депутат сейма Польши, к слову, отец действующего премьер-министра Корнель Моравецкий считает ошибочным и мелочным решение о демонтаже памятников советским солдатам. Он не склонен связывать освобождение Польши от фашизма и социалистический строй, который установился в стране после Второй мировой войны. «Даже если они и насаждали коммунизм. Не о том речь. Коммунизм они насаждали, но это было другое. Коммунизм принес нам несвободу, но не хватило бы нашей Польше сил, чтобы освободиться от немцев», – сказал он.

Но такие представления о прошлом – скорее исключение, чем правило.

В прошлом году на встрече с Петром Порошенко лидер польской правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский залепил собеседнику звонкую словесную оплеуху. С возмущением высказываясь о возвеличивании Киевом бандеровцев, у которых руки по локоть в крови польского населения Волыни, притом что Варшава сегодня прокладывает Киеву путь в Европу, Качиньский заявил, что отличительная черта незалежной – «хамская неблагодарность».

Но ведь ту же самую черту демонстрирует польская элита, борясь с памятью о подвиге советского солдата.

Москва решительно протестует против развернутой на государственном уровне в Польше кампании по сносу памятников советским воинам, такие действия уродуют нашу совместную историю, заявила 5 июля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «В Польше не прекращается… поддерживаемая, к сожалению, на государственном уровне вакханалия вокруг памятников, которые увековечивают подвиг советских воинов в годы Второй мировой войны. Не желая реагировать на наши настойчивые сигналы и требования прекратить этот произвол, в Варшаве заявляют, что снос монументов в честь воинов-освободителей продолжится», – отметила М. Захарова.

В Москве считают, что «расправа» с советскими памятниками «не вписывается в цивилизованные рамки, является нарушением правовых обязательств против России с польской стороны». И это притом что на международных площадках, включая Совет Безопасности ООН, непостоянным членом которого является Польша, она позиционирует себя поборником права и высокой морали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *