Сколько ни решай «квартирный вопрос» россиян, а он все не утрачивает остроты. В этом смысле бич XXI века — долевое строительство и обманутые дольщики. Власти рапортуют о многочисленных мерах по исправлению ситуации, однако факты неумолимы: за 6 месяцев 2018 года 16 тыс. дольщиков, так и не дождавшихся своих квартир, были признаны потерпевшими от действий застройщиков — мошенников. Об этом на днях заявил глава МВД Владимир Колокольцев. Что это? Новая волна бегства застройщиков от своих обязанностей? Неэффективность новых законов и предвестник новых массовых забастовок и митингов с выбросами праведного гнева десятков тысяч рассерженных россиян? Или, же все, это — «тяжелое наследие» казалось бы минувшего долевого бума?
Для начала, давайте определимся: 16 тыс. потерпевших дольщиков — это много или мало? Если сравнивать с фактическим количеством обманутых дольщиков, которых насчитывается в стране более 130 тыс. человек, то это много. Если сравнивать с количеством обманутых дольщиков, находящихся в соответствующем реестре, то это не просто много, а катастрофически много: официально в России сейчас числится 34 тыс. обманутых дольщиков.
Теперь попробуем разобраться, почему число это не только не сокращается, но и растет. К сожалению, способствуют этому не только мошенники в лице недобросовестных застройщиков, но и российское законодательство. Нормативная база в этой сфере развивается в нашей стране крайне медленно, и, порой, идет очень витиеватыми путями. Привычный всем уже 214-ФЗ, регулирующий долевое строительство, появился достаточно давно, в апреле 2005 года. Вот только застройщики не спешили им пользоваться, предпочитая создавать различные ЖСК или продавать квартиры по так называемым «предварительным договорам», которые нигде не регистрировались и никак не защищали покупателей, а некоторые квартиры и вовсе можно было купить только у посредников через переуступку прав требований. Все эти обходные пути давали застройщикам почти безграничную свободу: деньги пришли, а дальше — делай, что хочешь. Предъявить претензии и выиграть суд при таком раскладе очень сложно. Так что далеко не все обманутые дольщики вообще формально могут считаться таковыми.
Правда, со временем популярность полноценных легитимных договоров долевого участия (ДДУ), заключенных по всем правилам 214-ФЗ, увеличивалась, сомнительные схемы стали уходить на второй план, но и это помогало дольщикам далеко не всегда. Чтобы официально стать обманутым дольщиком, необходимо дождаться признания застройщика банкротом. И вот здесь начинались основные сложности. Для региональных властей самое страшное — это вынос проблем на федеральный уровень. Что бы ни произошло, об этом не должны узнать в Москве. Иначе можно и губернаторского кресла лишиться. А любые конфликты внутри региона властям не страшны: они прекрасно контролируются через подручные СМИ. Проехав по нашей стране, можно встретить массу таких случаев: люди выходят на улицы, объявляют голодовки — делают всё, чтобы их заметили. Но власти просто либо игнорируют чаяния народа, либо запугивают людей. По оценке Минстроя, только в 17 регионах нет проблем с дольщиками. Ну так ведь и жилищное строительство не везде активно ведётся…
В прошлом году ситуация, казалось бы, начала меняться после того, как проблема обманутых дольщиков в преддверии президентских выборов вышла на федеральный уровень: стали срочно приниматься, хоть и не всегда продуманные, но радикальные решения. Сначала отказались от страхования ответственности застройщиков частными страховыми компаниями (одно это уже вызвало напряжение: страховщики лишились притока средств, но обязательства по прежним объектам никто не отменял), потом и вовсе в спешке приняли законы, фактически отменяющие долевое строительство. С этими новыми законами покупка квартиры, безусловно, станет безопаснее: у застройщика не будет возможности использовать деньги дольщиков до сдачи дома в эксплуатацию, страховые отчисления станут больше, а в случае проблем, государственный страховой фонд может быть пополнен бюджетными средствами. Но при этом и цены на жилье вырастут: дорогая страховка, плата по кредитам, повышенный до 20% НДС приведут к росту цен на квартиры примерно на 10%. Обманутые дольщики, которые претендуют на страховые выплаты, просто не смогут купить новое аналогичное жильё за прежнюю сумму.
Но и с оставшимися долгостроями что-то нужно делать. Начали было разрабатывать дорожные карты завершения проблемных объектов, и придумывать способы привлечения новых застройщиков. И тут некоторые смекалистые губернаторы, их врио и прочие президенты республик неожиданно осознали, что прятать обманутых дольщиков не выгодно, поскольку, показав ситуацию без прикрас, можно получить в свое распоряжение федеральные земли. По идее, эти земли должны выделять новым «застройщикам-спасителям»: завершаешь строительство одного дома, и получаешь право построить другой дом в хорошем месте. И чем больше в регионе обманутых дольщиков, тем больше земли можно получить. Игра стоит свеч! Так, например, год назад Татарстан от федеральных властей получил участок площадью 1,2 га в Советском районе Казани, который оценивается в 120 — 170 млн. рублей. Начало было положено и под это дело местные власти довели банкротства ряда застройщиков до конца, что позволило признать людей пострадавшими. Так что, на появление 16 тыс. пострадавших повлиял и этот вывод из тени давно уже пострадавших людей.
В 2018 году, в сентябре, была одобрена передача федеральных земель на региональный уровень в пяти регионах: в Брянской, Вологодской, Новосибирской областях, Удмуртии и Татарстане. Всего выделили 247 га земли. Позднее, запрыгнув в последний вагон уходящего поезда, и добавиться к этому списку, после губернаторских визитов в Москву, удалось еще Приморскому краю.
Но 6 регионов из 68, в которых есть проблемы с дольщиками — это все равно слишком мало для решения проблемы всероссийского масштаба. Да, есть ещё Новгородская и Ростовская области, где работают с инвесторами, находят новых застройщиков и принимают законы на региональном уровне, Москва, берущая на себя заботы по завершению строительства особо проблемных объектов. Но остальные и не чешутся. Нельзя здесь всё свалить на людей: мол, сами выбрали такого руководителя — сами виноваты.
Политическое поле, что на федеральном уровне, что на региональном, абсолютно высушено. Нет интересных перспективных кандидатов, способных взять на себя ответственность. Нет никакой разницы — губернатор назначен, или выбран народом — люди были вынуждены выбирать тех, кого им дала правящая партия. Так что неправ тут был Игорь Шувалов (ещё на посту вице-премьера), перекладывая всю ответственность на региональные власти. Федералы несут не меньшую ответственность, и, в случае бездействия губернаторов, должны брать инициативу в свои руки.
Недостаточно просто начать решать проблему — важен результат. А пока он очень посредственный: только 6 регионов получили землю для привлечения застройщиков. И у 16 тыс. человек, признанных пострадавшими, от признания этого факта крыша над головой сама собой не появится. Федеральные власти должны взять под своё оперативное управление решение проблем дольщиков, раз уж на региональном уровне всё застопорилось на первом же шаге. Как писал Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». Раз приручили недееспособных губернаторов, значит придется за них отвечать.
Никита Исаев специально для «Актуальных комментариев»