Министр иностранных дел и евроинтеграции Молдавии Нику Попеску заявил, что Кишинёв хочет быть с Россией в хороших отношениях, но ни в коем случае не согласится на федерализацию, т.е. на признание статуса Приднестровья. «Мы не можем провести федерализацию. Я поклялся защищать независимость Молдавии. Мы хотим прагматического партнёрства с Россией, а переговоры о федерализации не касаются этого партнёрства. Мы будем поддерживать позитивный диалог с Россией и преодолеем расхождения», — указал Попеску.
Нику Попеску
Его тезис о несовместимости независимости и федерализации – чистейшая политическая спекуляция. Россия, Германия, США – федеративные государства. Швейцарская модель государственного управления тоже содержит элементы федеративной системы. И никому она не мешает. Федерализация позволяет сохранить культурное многообразие страны и обеспечить культурные права её граждан.
Как правило, разговоры о федерализации считаются ересью в националистических государствах, где делается ставка на ассимиляцию и подавление национальных меньшинств. В 1992 г. молдавские националисты спровоцировали войну в Приднестровье, хотя её можно было избежать, стоило лишь русскоязычному Приднестровью дать необходимый объём культурно-языковой свободы.
Вместо этого Кишинёв решил вприпрыжку побежать в Румынию, захватив с собой приднестровцев. Но последним идея Великой Румынии не казалась заманчивой. Кстати, Попеску, который «поклялся защищать независимость», заявляет, что у молдаван с Румынией — одна история, идентичность и язык. Разумеется, румынский.
На страже молдавского языка и культуры Попеску стоять не собирается. Приднестровье остаётся единственным регионом на планете, где кириллический вариант молдавского языка пользуется официальным статусом. В самой Молдавии молдавская кириллица «убита» местными румынизаторами: с 1991 г. РМ перешла на румынскую латиницу. Попеску, который «поклялся защищать независимость», больше трудится над тем, как вогнать Молдавию, её язык и культуру в ещё большую зависимость от Румынии.
Название его должности «министр иностранных дел и евроинтеграции» говорит о том, что вся внешняя политика страны – это курс на Запад вопреки здравому смыслу и печальному опыту приднестровской войны.
Россия считает федерализацию Молдавии одним из мирных и быстрых способов решения замороженного приднестровского конфликта. Этот конфликт отравляет отношения Кишинёва, Тирасполя и Москвы, поскольку прорумынская часть молдавского политикума настаивает на выводе из Приднестровья российских миротворцев.
Миротворцы не нужны тем, кому не нужен мир. Российская миротворческая миссия на Днестре – единственная в Европе, когда удалось избежать возобновления боевых действий на долгие двадцать семь лет.
Саботаж прорумынскими молдавскими политиками идеи федерализации – это попытка законсервировать приднестровский конфликт и лишить его перспективы мирного решения. Надеются, что в будущем придёт «момент истины», когда можно будет использовать этот конфликт для оправдания вмешательства Бухареста во внутренние дела Молдавии.
Наш корр.