Недопущение третьих стран на Каспий – главное достижение саммита «пятерки»

Недопущение третьих стран на Каспий – главное достижение саммита «пятерки»
Недопущение третьих стран на Каспий – главное достижение саммита «пятерки»

Актуальные вопросы Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, подписанной 14 августа с.г. главами государств «каспийской пятерки», для «Ритма Евразии» прокомментировал эксперт Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН Фархад Ибрагимов.

Недопущение третьих стран на Каспий – главное достижение саммита «пятерки»

– Каспийская конвенция по понятным причинам находится в центре внимания экспертов постсоветских стран Центральной Азии и прибрежного Ирана. Резонанс на документ в целом положительный, но эксперты ссылаются на тот факт, что не найдена справедливая формула разделения ресурсов Каспия. Насколько приемлем принцип социальной справедливости в разделе Каспия при особенности природного объекта и его географии?

 – Социальная справедливость учитывалась, исходя из геополитических побуждений, а также экономической заинтересованности каждой из сторон. Вопрос раздела Каспия, действительно, является наболевшим, спорным, но главное то, что у каждой из пяти стран было желание решить задачу таким образом, чтобы в дальнейшем их интересы не стали камнем преткновения в двусторонних отношениях или в формате «каспийской пятёрки». Социальная справедливость здесь зависела исключительно от политической воли лидеров.

По сути, нерешённые проблемы ещё остались, однако большая часть вопросов была решена, встреча в Актау, действительно, является прорывной.

 – «Разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм права». У вас не вызывает сомнений это положение, заложенное в главном документе по Каспию?

 – Я думаю, что эти моменты ещё будут прорабатываться. Надо отметить, что между Россией, Азербайджаном и Казахстаном противоречий нет, остаётся лишь уладить вопросы с Ираном, который нехотя соглашался с мнением большинства, а именно, – не делить море поровну. Иран настаивал на том, чтобы разделить Каспий на пять равных секторов, то есть по 20% каждому. По сути, Ирану принадлежит не более 13% Каспия, к тому же иранская часть Каспийского моря не самая нефтеносная и не так богата природными ресурсами, как сектор Казахстана и Азербайджана. Поэтому в Тегеране хотели разделить Каспий как море, соответственно по международному морскому праву каждой стране достается одинаковая территория. С таким принципом не согласны остальные прибрежные страны. Следует помнить, что позиция России по Каспию в последние годы в основном не соответствовала пожеланиям Ирана.

Тем если Иран согласился подписать тот или иной договор, то он будет ему следовать, как бы выгодно или невыгодно ему ни было. В Тегеране привыкли держать слово, там стараются не нарушать подписанные им самим договоры. Жизнеспособность этих принципов продлится до тех пор, пока все пять стран будут придерживаться условий конвенции.

Существует проект, на который внешние акторы возлагают глобальные экономические надежды – Транскаспийский газопровод из Туркменистана и Казахстана в Азербайджан и в Восточную Европу. Мой вопрос о реакции Америки, которая имеет сжиженный природный газ и намерение занять соответствующий сектор европейского рынка.

– Америка будет всячески поощрять любые энергетические проекты, которые могут обходить Россию и доставлять энергоресурсы в Европу. Туркменский газопровод, может, и создаст конкуренцию американскому сжиженному газу, однако в приоритете Вашингтона любым способом остановить развитие России в этом направлении. Это вовсе не значит, что в этом заинтересованы Туркменистан или Азербайджан, и там, и там понимают, чего на деле хотят американцы и какую цель они преследуют.

В США к тому же намерены изменить риторику в отношении этих стран, пытаются продемонстрировать, что Вашингтон будет оказывать поддержку по проблемным для Ашхабада и Баку вопросам. Тем не менее шансы у американцев не самые высокие, но попытки предприняты будут. Шансы не высоки, так как СПГ обходится европейским странам дороже в 1,5 раза, чем российский газ. Некоторые европейские страны пытаются предпринять попытки газовой независимости от Москвы, не понимая вопроса цены. Туркменский газ может обойтись в 2 раза дешевле, но он не сможет заменить российский, так как потребности ЕС в газе продолжают оставаться на высоком уровне. Повторюсь: шансы американского СПГ на завоевание регионального рынка невысоки, но попытки предприняты будут.

 – Согласно Каспийской конвенции, вооруженные силы внерегиональных держав не могут присутствовать на Каспийском море, что особо актуально для России и Ирана. Но есть Азербайджан и Туркмения, ориентированные на сотрудничество с блоком НАТО. «Под зонтиком» Каспийской конвенции политика и экономика имеют разные оси изначально. У вопроса есть решение?

– Америка всячески пыталась попасть на территорию Каспийского бассейна под самыми разными предлогами, чтобы окружить Россию, а также Иран с этой географической точки. В Москве и Тегеране это хорошо понимают, поэтому настаивали на том, чтобы прописать в конвенции пункт о недопустимости присутствия здесь третьих стран под каким бы то ни было предлогом. Наверняка это могло вызвать разочарование в Баку из-за тесных отношений с Турцией, которая к тому же является членом НАТО, но ему приходится учитывать несогласие других членов «пятерки».

Противоположность в позициях, безусловно, имеется, однако все акторы понимают, что необходимо считаться с интересами влиятельного игрока в лице Москвы, которая в противном случае будет тормозить дальнейший ход событий касательно раздела Каспия. Поэтому каждой из сторон пришлось учесть мнение и интересы друг друга и пойти на соответствующие уступки. Недопущение третьих стран на Каспий, по сути, является главным пунктом и достижением прошедшей встречи глав прикаспийских государств.

– Китай, как ему свойственно, заявил о континентальном проекте – строительстве моста через Каспий из Казахстана в Азербайджан. Но экологи и без того бьют тревогу о состоянии природного объекта. Если Поднебесная войдёт в акваторию Каспия, то это – надолго, если не навсегда, по её правилам. Китай на Каспии нужен?

– Проект теоретически может быть реализован, однако сомневаюсь, что это произойдет на практике. Во-первых, он стоит огромных денег, сейчас под это дело китайцы вряд ли будут выделять большие финансы. Во-вторых, проект может получить неодобрение в Москве или Тегеране, а в соответствии с новой конвенцией подобные проекты могут быть реализованы с учётом согласия только всех прикаспийских государств. В-третьих, на сегодняшний день в нём нет какой-либо практической необходимости. К тому же подобный проект может нанести вред экологии Каспия, которая и так нуждается в восстановительных проектах.

– Фархад, какой политической концепции должна следовать «каспийская пятёрка», чтобы Каспий не на бумаге, а в повседневной жизни стал морем мира, согласия и добрососедства?

– Политическая концепция «каспийской пятёрки» в действиможет стать той самой опорой, которая принесёт мир и укрепит добрососедские отношения между всеми пятью участниками добровольного соглашения, и зависит это только от политической воли лидеров прикаспийских государств. Есть достаточно оптимистические прогнозы насчёт этого пункта, иначе вопрос раздела Каспия не позволит в полной мере развивать экономические взаимоотношения с полной отдачей.

Пойти на уступки и детально договориться по каждому вопросу – такой подход позволит главам прикаспийских государств окончательно закрыть эту тему и, таким образом, с новой страницы писать историю своих стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *