Часть I
Жупел «прав человека»
Посол США У. Мозер «решительно» призвал улучшить ситуацию с правами человека в Казахстане. А за три дня до отчета РК перед Советом ООН по правам человека исполнительный директор Human Rights Watch по Европе Х. Уильямсон призвал другие страны надавить на главу государства К.-Ж. Токаева, чтобы Казахстан провел необходимые реформы и уважал инакомыслие и общественные дискуссии. Речь идет об отмене «ограничительного» закона о митингах, статей УК о разжигании розни и клевете, что должно привести к обеспечению полной вседозволенности для участников беспорядков.
В свою очередь, Freedom House 5 ноября опубликовала отчет с оценкой уровня свободы Интернета в мире, где указано, что в Казахстане свобода Интернета «значительно ухудшилась» за минувший год. Среди прочего в докладе упоминается, что «в декабре 2018 года сообщалось о приобретении Казахстаном у связанной с ФСБ России компании за 4,3 миллиона долларов инструмента мониторинга соцсетей, основная задача которого – выявление и анализ протестных настроений». Как же без «хайлилайкли»-то?
Список тех, о ком хлопочет Вашингтон, говорит сам за себя. Это, например, руководитель объединения «Атажұртеріктілері» С.
Билаш, активно раскручивающий синьцзянскую тематику при поддержке Вашингтона. Представитель и адвокат этого НПО А. Умарова, которая давно финансируется американским посольством, в 2018 г. получила престижную американскую награду из рук М. Трамп. Также с «Атажурт» сотрудничает гражданин США Дж. Бунин, специализирующийся на проблемах уйгуров и руководящий информационной кампанией против Китая и связанный со Спаски Гатзинска – скандально известной главой евразийского управления «Национального фонда демократии» (NED) США.
В свете этой информации арест в марте с .г. иностранного агента С. Билаша был вполне обоснованным, но под давлением США, Freedom House и «Общества защиты притесняемых народов» тот был освобожден, «Атажурт» получил долгожданную регистрацию, а А. Умарова вошла в общественный совет при президенте Казахстана. То есть, поддаваясь давлению, власти страны собственноручно создают юридические возможности для подрывной деятельности «грантоедов».
Еще один «политзаключенный» – журналист А. Батырбеков, за которого «вписались» упомянутый «Адил Соз», «Репортеры без границ» и нью-йоркский «Комитет по защите журналистов» (CPJ). По заявлению координатора программы CPJ по Европе и Центральной Азии Г. Саид, «власти Казахстана должны немедленно освободить журналиста Амангельды Батырбекова и не оспаривать его апелляцию». Тон-то каков, а?
В свою очередь, Freedom House, Норвежский хельсинкский комитет, базирующаяся во Франции ассоциация «Права человека в Центральной Азии» и казахстанский Альянс ТIРЕК, связанный с Международным молодежным правозащитным движением, добиваются освобождения бывшего главы компании «Казатомпром» М. Джакишева. Чем же так мил сердцу «правозащитников» проворовавшийся олигарх? Ответ прост. Джакишев вместе с США активно препятствовал вхождению российского бизнеса в компанию Uranium Оne. Эту версию подтверждает и бывший вице-президент «Казатомпрома» Р.Турсунбаев, заявивший, что «покупка Uranium One была частью российского завоевания (казахского урана)».
Устраивая травлю Казахстана, Вашингтон и его агенты из НПО пытаются доказать, что в РК не соблюдаются международные обязательства по обеспечению верховенства закона, и подорвать доверие к стране в целом.
Мифы о двоевластии и системное разрушение государства
Пользуясь временной турбулентностью казахстанской государственной системы, в казахском сегменте соцсетей и мессенджеров продолжаются вбросы провокационных фальшивок, направленных на формирование мнения о якобы имеющем место недовольстве Н. Назарбаева проводимой К.-Ж. Токаевым политикой, о стремлении нового президента РК разворошить «семейное гнездо» Елбасы и перекрыть незаконные источники его доходов.
Так, Eurasia.net отмечает, что выступление Токаева с публичной критикой состояния города Нур-Султана и его поручение активизировать расследование обвинений в коррупции в рамках проекта по строительству системы легкорельсового транспорта является выпадом против окружения Елбасы, который, мол, путем усиления полномочий Совбеза пытается поставить Токаева «на место».
Комментируя новый закон о Совете безопасности, американское разведывательное агентство Stratfor подчеркивает, что «новое правило может привести к борьбе за власть между Назарбаевым и Токаевым, хотя официальные заявления не выявляют разногласий между ними».
К нагнетанию истерии своих хозяев тут же присоединилась местная свора грантоедов. Издание Exclusive разместило огромный материал о том, что новые полномочия Совета безопасности могут привести к полномасштабному политическому клинчу между первым и вторым президентами. Директор Казахстанского бюро по правам человека Е. Жовтис настаивает, что «Назарбаев, как и прежде, будет все контролировать», а М. Аблязов бьется в истерике, заверяя общественность, что «Токаев официально подтвердил, что Назарбаев контролирует всю власть Казахстана!!!».
В целом Казахстан подвергается атаке по всем правилам. Иностранные агенты влияния, подключив все ресурсы, создают иллюзию всеобщего народного недовольства. Международные «правозащитники» и государства НАТО под видом защиты прав человека требуют отменить законодательные акты, предохраняющие от распространения пропаганды и массовых беспорядков, попутно пытаясь стравить первого и второго президентов РК, создавая иллюзию неуправляемости страны.
Готов, судя по всему, и новый лидер казахстанского «майдана». Как заявил швейцарскому изданию Tages-Anzeiger М. Аблязов, «в нужное время я нелегально въеду в страну… Во всех городах и регионах Казахстана у нас есть союзники, которые будут организовывать демонстрации на местах. По моей оценке, диктатуры больше не хотят 90% населения. Но нет необходимости в том, чтобы все эти люди выходили на улицы. Достаточно, если в демонстрациях примут участие 3-5% населения. В Армении, Грузии, а также на Украине населению удалось добиться смены режима с помощью массовых демонстраций. Равным образом это произойдет и в Казахстане. Режим развалится как карточный домик».
Если таковое случится, к власти в Казахстане придет резко прозападный компрадорский режим, являющийся одновременно антикитайским и антироссийским. Характерно, что «Республика», «Оян, Казахстан» и другие подобные проамериканские проекты включили в свои программы недопущение строительства АЭС и применения российских технологий в Казахстане, дальнейшей интеграции Казахстана с ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, совместных экономических и энергетических проектов с РФ и Китаем. По «странному» совпадению именно это является истинной целью политики США в отношении Казахстана.