Корейский конфликт

Корейский конфликт

Политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Евгений Валяев в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей рассказал о корейском конфликте.

Различия в менталитете

«Корейский кризис в 2017 году начал выдавливать из мировых новостей и международной повестки сирийский конфликт. Он представляет собой серьезную международную проблему, так как тут на кону стоит вопрос мира и войны. Стороны конфликта обладают ядерным оружием. Также у сторон конфликта нет общего врага, который мог бы сгладить хотя бы на время противоречия между оппонентами, каким, например, выступало ИГИЛ1 (запрещена в РФ, — Прим. ФАН) в сирийском кризисе», — пояснил Евгений Валяев.

По мнению эксперта, в мире практически не осталось подобных примеров, когда один народ уже на протяжении более 70 лет разделен на разные государства, которые отличаются, в первую очередь, различными социально-политическим строями. Предыдущий подобный яркий пример — это разделение Германии на ФРГ и ГДР.

«И хотя с момента объединения Германии уже прошло почти 30 лет, западная и восточная части страны до сих пор продолжают объединительный процесс на уровне менталитета — это отмечают многие социологические опросы, многие психологи и конфликтологи.

Это говорит о том, что быстрого и мгновенного решения корейского кризиса не существует. И если даже завтра одна из сторон поглотит другую, будь то мирным или военным путем, то на уровне менталитета корейцам предстоит преодолеть огромную работу, чтобы стать снова единой страной и единым народом не только юридически, но и фактически», — добавил Евгений Валяев.

Также в пример эксперт привел взаимоотношения континентального Китая и Гонконга, а также взаимоотношения Китая и Тайваня. В обоих случаях можно говорить о том, что один и тот же народ был разделен на разные государственные образования из-за разницы социально-политического устройства.

Корейский конфликт

«У каждого такого примера есть своя особенная предыстория, но они дают возможные варианты решения корейского кризиса. В частности, идея «Одна страна, две системы», в соответствии с которой политическая система Китая должна была претерпеть изменения, чтобы такие территории как Гонконг, Макао и Тайвань могли иметь свои собственные экономические и политические системы, в то время как в остальной части Китая существовала бы социалистическая система.

Но в случае с Китаем вариант развития, скорее всего, будет уже иным, так как разницы между Китаем и его островными соседями остается все меньше. Ведь сам континентальный Китай уже 40 лет существует в капиталистической экономической парадигме, а социализм в стране остался лишь в виде некоторых рычагов распределения ресурсов, а также в виде однопартийной системы управления страной. Но с Кореей все сложнее, ведь ее северная часть научилась существовать под режимом жестких международных санкций, научилась существовать в изоляции, — и при этом не собирается отказываться от коммунистического режима», — рассказал Евгений Валяев.

«Две системы, два правительства»

Как заметил эксперт, политический путь объединения Кореи, при котором создается демократическая конфедеративная республика, существует под названием «Одна нация, одно государство — две системы, два правительства». Этот формат мог бы стать переходным этапом будущего объединения Кореи. И после окончания холодной войны, когда перестал существовать Советский Союз, такой сценарий, казалось, был весьма вероятным. Но его реализации мешали многие причины, начиная от нежелания сторон идти на компромиссы, заканчивая тем, что Северная Корея в мировой дипломатии стала настоящим антиподом мира и демократии. Пхеньян стал выполнять роль пугала, который необходим тем же Соединенным Штатам для наращивания военной мощи в регионе для сдерживания растущей мощи Китая.

«Все это привело к тому, что к 2018 году корейский кризис совершенно не собирается сбавлять обороты. В него втягивается все больше участников и вокруг него, как и 70 лет назад, происходит разграничение не сколько между самими южными и северными корейцами, а сколько между такими мировыми игроками как США с одной стороны, и Китай с Россей — с другой», — добавил Евгений Валяев. 

Эффект Трампа

По мнению эксперта, корейский кризис заиграл новыми красками, когда на мировой дипломатической арене со стороны американцев появился Дональд Трамп, который еще с времен своей предвыборной программы грезил идеей разрешить корейский кризис. В первую очередь, путем давления, ужесточения санкций, а также военного давления на режим Ким Чен Ына

«Но, как и предсказывали многие эксперты, Дональд Трамп, планируя быстро решить корейский кризис, снова показал свои поверхностные знания о мировых конфликтах. Возникало ощущение, что Трамп собирался разрушить режим Северной Кореи следующими шагами. Во-первых, договориться и заманить на свою сторону Китай и Россию, которые, так или иначе, но оказывали поддержку Северной Корее с момента появления этого государства. При возникновении подобного консенсуса ввести самые мощные санкции против режима Ким Чем Ына через ООН. После чего ввести военную блокаду с моря и суши, производя точечные попытки уничтожить северокорейского лидера», — рассказал Евгений Валяев.

Эксперт отметил, что такой сценарий пришел к тупику, практически не начав исполняться. Уже на стадии обсуждения кризиса американцев с лидерами России и Китая между сторонами возникли непреодолимые противоречия. Консенсусу не суждено было состояться. Россия и Китай продолжают использовать право вето при голосовании в ООН. Американцы продолжают давление на Северную Корею. Северная Корея продолжает показывать свои военные технологии, регулярно совершая запуски ракет. Такая нервозность и неопределенность несут угрозу глобальной безопасности.

«Нет диалога, нет войны»

По мнению Евгения Валяева, существует тема, по которой у мировых лидеров возможен консенсус — это сдерживание ядерной программы КНДР. Эта тема, которая еще способна привести США, Россию и Китай к выработке единого политического решения.

«Но одновременное давление американцев на Россию путем ужесточения санкций приводит к нарушению регулярного диалога по решению вопросов глобальной безопасности. Корейский кризис снова вошел в стадию «нет диалога, нет войны», в котором он и преобладал большую часть времени. Такой сценарий хотя бы исключает военное обострение конфликта. Хотя регулярные провокации с разных сторон могут в итоге изменить такое положение дел. 

Разрешение таких сложных политических кризисов требует времени и тишины, а также минимального количества участников в переговорах. Разрешить конфликт могут только сами корейцы, Сеул и Пхеньян должны обсуждать будущее своих стран без учета чьих-то посторонних интересов. Поэтому прогнозировать, что корейский кризис будет решен в ближайшее время, невозможно. Как минимум, пока президентом США является Дональд Трамп, корейский кризис будет использоваться американцами как повод вести активную работу в регионе для контроля за набирающим мощь Китаем», — резюмировал Евгений Валяев.

1 Организация запрещена на территории РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *