Вашингтонский Центр стратегических международных исследований, близкий к Госдепартаменту, выпустил доклад в котором предлагается принять специальный «Национальный план противостояния агрессивному вмешательству правительства России в демократический процесс США». В докладе отмечается, что «российское правительство замешано в организации скрытых и явных кампаний по подрыву западных демократий с целью насаждения нелиберального порядка с доминированием России и близких ей по духу стран». При этом высказывается мысль о том, что исполнительная власть в США не в полной мере готова к противостоянию.
Противостояние России внутри страны, по мнению авторов доклада, требует совершенно новой организационной структуры спецслужб. Отмечается, что ФБР сконцентрировано на специфических задачах контрразведки и не может вести и организовывать широкие общественные кампании в публичном поле. При этом указывается на Министерство внутренней безопасности США как логичный выбор в качестве организатора и координатора такой деятельности, однако в настоящий момент за министерством не закреплены такие функции.
В «Национальный план противостояния агрессивному вмешательству России в демократический процесс США» предлагается включить 5 составных частей.
Так, в частности, планируется широко публиковать и распространять в СМИ факты вмешательства России (и других противников) в демократический процесс в США.
Во-вторых, предлагается активнее продвигать межпартийный консенсус в отношении действий России, а также повышать техническую оснащенность ведомств для того, чтобы «повысить цену российского вмешательства». Разговоры о «межпартийном консенсусе» в отношении России ведутся в Вашингтоне уже достаточно давно и стали скорее фактором внутриполитической борьбы. Тем не менее предложения усилить спецслужбы и правоохранительные органы, признав их недостаточную эффективность в условиях новых «гибридных» угроз, похожи на попытки перенести на территорию самих США инструментарий американских ведомств, занимающихся продвижением «мягкой силы» за рубежом, что чревато обострением внутриполитических разногласий внутри Соединённых Штатов и усугубления идеологической поляризации общества, причём по вопросам, с Россией зачастую не связанным.
В-третьих, аналитики CSIS предлагают улучшить прозрачность политических процессов через реформу законодательства о финансировании выборных кампаний, а также «предпринимать активные меры против российских «фабрик троллей и ботов». Как видно из событий последних дней, Министерство юстиции США уже начало предпринимать определённые шаги против российских структур и физических лиц, которые якобы занимались «взломом» американских выборов.
Правда, никто так и не смог ответить на вопрос, каким образом эти 13 человек, которым предъявлены обвинения по линии спецпрокурора Мюллера, ухитрились обмануть многомиллиардную машину американских спецслужб и разведки. Тем не менее тенденция налицо — обвинения в адрес анонимных «троллей» крайне легко сфабриковать, приписав им какие угодно правонарушения, причём такого рода обвинения крайне позитивно встречаются и «подкручиваются» в медиапространстве — что и создаёт нужный эффект в массовом сознании.
Эксперты также предлагают усилить финансирование исследований специфических технологий, которыми пользуются «противники Америки» для влияния на общественное мнение, и, что самое главное, развернуть широкую пропагандистскую кампанию на всех уровнях о «ценностях демократии и её роли в американском обществе», включая подготовку учебных материалов для системы образования на всех уровнях.
Также предлагается создать специальные консультативные советы по подготовке докладов об окружении Владимира Путина и «российском коррумпированном режиме» для их дальнейшего вброса в информационное пространство. Также в качестве ответных мер американские спецслужбы должны атаковать российские «бот-фермы» и «фабрики троллей». Сами по себе попытки в той или иной мере затронуть окружение российского лидера для того, чтобы как-то повлиять на проводимый Россией внешнеполитический курс, как показали события последних лет, обречены на неудачу. В немалой степени этому способствовала деградация собственно экспертной среды по российской тематике.
Следует отметить, что американские аналитические центры, финансируемые как по линии Госдепа, так и Пентагона, помимо введения русофобии в качестве системной меры в образовательный и академический процесс, также продолжают настаивать на том, что ключевым фактором борьбы с «русским влиянием» является удар по финансовой инфраструктуре российского бизнеса.
Американский исследовательский центр Hudson Institute, Inc., финансируемый по линии Министерства обороны США (за последние пять лет получил правительственных грантов на сумму $10 млн), в своём недавнем докладе относительно того, как Россия с помощью своих «грязных денег», отмываемых через оффшоры, оказывает политическое и экономическое влияние на сопредельные государства, в качестве мер по противодействию проникновения в американскую финансовую систему «клептократического» капитала предлагал, в частности, усилить регулирование в рамках «антиотмывочного» законодательства США. Во-первых, ужесточение финансового мониторинга за движением капитала, связанного с так называемыми «политически ответственными лицами» (в американской финансовой терминологии — люди, занимающие государственные должности высокого ранга, позволяющие влиять на бюджетные процессы и заключение контрактов с иностранными инвесторами).
Во-вторых, предлагается дополнить американское законодательство по противодействию отмыванию денег процедурой признания собственности реального бенефициара. Это в некотором роде революционный шаг, так как доказательство реальной принадлежности собственности при наличии довольно запутанного корпоративного законодательства может представлять существенную проблему, как отмечают эксперты. Применение этой законодательной нормы в случае её принятия в отношении «подозрительного» российского бизнеса приведёт к созданию предпосылок отъёма собственности и активов по совершенно надуманным причинам, мотивируемым политическими соображениями.
При этом вопросы противодействия российским «троллям», во многом на волне развернутой в СМИ антироссийской истерии, всё больше обретают реальные очертания. Как следует из данных портала размещения государственных закупок правительства Соединённых Штатов, Офис военно-морской разведки Министерства по делам военно-морского флота, входящего в структуру Минобороны США, заключил контракт с компанией Galisteo Consulting Group, предметом которого является «разработка и усовершенствование методологии понимания воздействия России на интернет-аудиторию, её поляризацию и продвигаемую Россией политическую повестку».
Galisteo Consulting Group является давним подрядчиком Минобороны США по исследованию «российского вмешательства» — за последние годы компания получила на эти цели в рамках 73 контрактов 1 222 485 долларов.
Исследование «российского воздействия на интернет-аудиторию», как следует из описания контракта, будет осуществляться в рамках методики «многоязычного моделирования дискуссии». За этим наукообразным термином скрывается методика, запатентованная и принадлежащая руководству компании Galisteo Consulting Group. Суть её состоит в том, что для исполнения контракта с подразделением Минобороны США будет разработана модель поведения пользователей в англоязычном и русскоязычном сегменте соцсетей (в частности, в сервисе микроблогов Twitter) при обсуждении политически чувствительных аспектов. При помощи специально обученной нейросети будет построена схема типичных реакций пользователей соцсетей — какие посты в среднем «лайкают» больше всего, сколько и какого типа комментарии оставляют, на каких страницах и в каких группах.