В России активно реализуется комплекс мер, которые окончательно ликвидируют зависимость РФ от иностранных портов.
Начало санкционного противостояния России и Запада, спровоцированного США, нанесло наибольший урон странам Прибалтики, которые были вынуждены не только нести потери от ущерба сельхозпроизводителей, но и от прекращения транзита грузов из РФ. Так, в настоящее время, благодаря ряду мер, принятых руководством России и отечественного бизнеса, уже удалось в значительной степени перевести свой грузопоток на отечественную портовую инфраструктуру.
Сейчас РФ не только отнимает у иностранных конкурентов транзит нефтеналивных грузов, но и стремительно наращивает объемы перевалки иного вида сырья. Согласно последним данным, по итогам 2017 года порты РФ продемонстрировали общий прирост контейнерооборота в 15,5%. На этом фоне особо выделился «Большой порт Санкт-Петербург», который закрыл годовой отчет с показателями в 1,92 млн TEU.
Однако в России не останавливаются на достигнутом и предпринимают активные меры по комплексному переоснащению логистической инфраструктуры страны. Этот процесс в итоге может оказаться последним «гвоздем в крышку гроба» транзита Прибалтики. Так, в многофункциональном морском перегрузочном комплексе «Бронка», руководство компании «Феникс» реализует проект южного железнодорожного парка, в рамках которого планируется до 2022 года переориентация навалочных грузов из портов Прибалтики в РФ.
Лишь один этот российский проект предусматривает создание новых пяти грузовых путей с контейнерами и один с генеральными грузами, прокладку вытяжного тупика и обгонного пути. Общая протяженность нового полотна составит порядка 13,5 км. Новая площадка для складирования будет вмещать порядка 3,8 тыс. TEU. Также в перспективе планируется использование шести контейнерных перегружателя RMG, а новые контейнеры позволят значительно упростить и ускорить перегрузку контейнерных грузов в трюмы океанских транспортных судов типа Panamax.
Все это дает серьезные основания говорить о том, что уже в обозримой перспективе порты Прибалтики окажутся на периферии транспортных потоков и полностью лишаться грузов из РФ.
Что такое TEU?
*Двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ, англ. TEU) — условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств. Эквивалентна размерам ISO-контейнера длиной 20 футов (6,1 м). Часто используется также сорокафутовый эквивалент (FEU), основанный на размерах 40-футового контейнера и равный 2 ДФЭ.
Один ДФЭ приблизительно описывает емкость стандартного 20-футового контейнера габаритами 6,1 м × 2,4 м. Источником неоднозначности служит разброс значений высоты контейнера. Типичной является высота 2,6 м (8,5 фт), однако контейнеры повышенной емкости High Cube имеют высоту 2,9 м (9,5 фт). Встречаются также контейнеры половинной высоты 1,3 м. Все эти типы контейнеров рассматриваются как 1 ДФЭ. Это приводит к возможному разбросу вместимости 1 ДФЭ от 19 до 43 куб.м.
Хотя двадцатифутовый эквивалент не является мерой массы, может быть вычислена максимальная масса груза, соответствующего 1 ДФЭ. Максимальная масса-брутто стандартного 20-футового контейнера составляет 24 т. Вычитая массу тары, можно получить, что максимальная масса-нетто груза приблизительно равна 21,6 т. В то же время, специализированные 20-футовые контейнеры повышенной грузоподъемности для транспортировки тяжелых грузов имеют загрузку до 28,1 т.