Почему зачищают русских журналистов и СМИ в Риге и Таллине

Почему зачищают русских журналистов и СМИ в Риге и Таллине

Одна из задержанных СГБ Алла Березовская. На снимке журналистка пикетирует шествие в честь легионеров двух латвийских дивизий Waffen SS в центре Риги 16 марта 2019 года

Работники Службы госбезопасности (СГБ) Латвии в четверг, 3 декабря, устроили своеобразный «рыбный день», отметив его массовыми задержаниями, обысками, допросами русских журналистов, изъятием у них компьютеров, мобильных телефонов и платежных карт. Пока известны имена четырех журналистов, хотя пресс-служба СГБ одному из местных лояльных порталов сообщила, что «процессуальные действия» были произведены в Риге и ее окрестностях на объектах, связанных с семью персонами.

А еще в тот же день Facebook (скоординированно?) удалил страницу «Прибалтика по-русски» информагентства Baltnews, в котором публиковали свои материалы и подвергнутые задержаниям журналисты. Подобные совпадения вряд ли случайны. Подробности — в материале корреспондента Федерального агентства новостей из Риги.

Штраф или лишение свободы до четырех лет

В дома к русским журналистам работники СГБ начали проникать с утра 3 декабря. Сначала пришли к Андрею Яковлеву, который возглавлял Baltnews два года назад и снял несколько документальных фильмов о ликвидации русских школ в Латвии. Обыскали не только его дом, но и офис его супруги, также известной в Латвии журналистки Ирины Литвиновой.

Изъяли всевозможные устройства и носители информации, как написал сам Андрей в ночь на 4 декабря на своей странице в Facebook, чтобы успокоить друзей.

«Пришлось заехать и в СГБ на первый допрос. Общение заняло полный рабочий день — восемь часов. Несколько месяцев назад мне пришла бумага из СГБ, где сообщалось о возбуждении уголовного процесса по статье 84 (1), связанной с нарушением латвийских и международных санкций. Нарушением санкций ЕС являются, например, товарно-денежные отношения с российскими физическими и юридическими лицами, находящимися в санкционном списке. До четырех лет лишения свободы, между прочим», — заметил Андрей.

Он также подчеркнул, что в письме, пришедшем из СГБ, было написано, что МИА «Россия сегодня», с которым, как утверждалось в послании, у журналиста случилось некоторое сотрудничество, возглавляет Дмитрий Киселев. А он как физическое лицо находится под санкциями.

«У меня тогда сразу возник вопрос: а что, государственное российское информационное агентство находится в санкционном списке? Нет, разумеется, — написал Андрей Яковлев. — Но, видимо, желание зачистить информационное пространство и добиться единомыслия в Латвии сильнее стремления считаться правовым государством».

Андрей Яковлев у памятника советским воинам-освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских оккупантов 9 мая 2020 года

Следом СГБ провела обыски, задержания и допросы Андрея Солопенко, Владимира Линдермана и Аллы Березовской. Ко всем применен статус подозреваемых, их отпустили после того, как они дали подписку о неразглашении подробностей уголовного дела и невыезде за пределы республики.

Причем к Алле пришли вечером, о чем она успела сообщить в соцсети. Вернувшись домой ночью 4 декабря, журналистка написала на своей странице в Facebook, что тоже теперь подозреваемая по 84-й статье — нарушение режима санкций ЕС.

«Как можно судить музыканта за музыку? Поэта за стихи? Журналиста за статьи? В европейской стране?! В XXI веке?.. — задала риторические вопросы моя однокашница по факультету журналистики Ленинградского университета. — Оказывается, в Латвии можно. Ну что ж, видимо, придется пройти через это. На войне как на войне: и в плен берут, и трофеи прихватывают. Спасибо, друзья выручили — дали старенький компьютер…»

Алла Березовская (в центре) в пикете против шествия в честь легионеров двух латвийских дивизий Waffen SS в Риге 16 марта 2015 года

Гибридная война: наиболее активных журналистов пытаются вывести из строя, остальных — запугать

На необъявленном пикете у памятника Свободы в центре Риги 4 декабря евродепутат и лидер «Русского союза Латвии» Татьяна Жданок, комментируя репрессии против журналистов, заявила: «Это грубое нарушение права на свободу слова, преследование и запугивание людей».

Накануне вечером МИД РФ, как известно, уже осудил задержание журналистов в Риге, назвав действия латвийских спецслужб «расправой», «вопиющим примером попрания основ демократического общества» и «настоящей карательной акцией, которая не оставляет никаких сомнений в русофобском подтексте сфабрикованных обвинений».

Уголовное дело против известных журналистов начато СГБ 16 января 2020 года. Все они сотрудничали с Baltnews и «Sputnik Латвия», которые входят в МИА «Россия сегодня». Поэтому одновременная блокировка Baltnews в Facebook и предъявление обвинений журналистам со всеми обысками-допросами-изъятиями-подписками вполне укладываются в систему.

Гибридная война Запада против России и русских набирает обороты

Из Латвии постепенно выдавили сотни тысяч русских, объявив в октябре 1991 года негражданами почти половину населения республики. С помощью поддержки титульных СМИ власти резко сократили количество и русскоязычной прессы. А с подачи президента Эгилса Левитса информационные российские телеканалы убирают даже из кабельных сетей.

По трактовке властей, нарушение режима санкций относилось и к ретрансляции в Латвии Первого канала, входящего в «Национальную медиагруппу России». С ней, как известно, связан предприниматель-миллиардер Аркадий Ротенберг, против которого действуют санкции США и ЕС. Поэтому весной 2020 года были ликвидированы редакции новостей Первого Балтийского канала в Риге и Таллине.

Но прежде, в феврале 2020 года, та же Служба госбезопасности ЛР провела обыски с изъятиями гаджетов по вышеозначенной схеме у владельца Первого Балтийского канала, председателя правления Baltijas mediju alianse (BMA) Олега Солодова. Он и руководитель его юридического отдела Сергей Каритис были задержаны по аналогичному делу о возможном несоблюдении международных санкций. Затем их выпустили, но обвинения не сняли. А ведь в BMA входят не только Первый Балтийский и Первый Балтийский музыкальный каналы, но и рекламное агентство, Ren TV Baltic, еженедельники «МК-Латвия», «МК-Эстония» и другие фирмы.

Но наступление на СМИ России на этом не закончилось. В июне 2020 года латвийский Национальный совет по электронным СМИ (NEPLP) запретил трансляцию в Латвии семи телеканалов группы RT. «Причина» та же — «великий и ужасный» Киселев. Мало того, председатель NEPLP Ивар Аболиньш призвал регуляторов всех государств ЕС последовать примеру Латвии и расправиться с самой влиятельной российской пропагандистской сетью каналов, по докладу СГБ, в странах Запада.

В схему гибридной войны с русскими и русским информационным пространством вписалась и расправа над целой редакцией «Sputnik Эстония» в самом конце 2019 года — этакий новогодний подарочек от департамента полиции и погранохраны Эстонии.

Напомню, эстонские спецслужбы не заморачивались обысками-изъятиями, а поставили каждому из редакции ультиматум: либо имярек разрывает трудовой договор с МИА «Россия сегодня» и больше не работает в «Sputnik Эстония», либо на него заведут уголовное дело.

Об этом в обращении к читателям портала написала шеф-редактор «Sputnik Эстония» Елена Черышева 31 декабря 2019 года, добавив, что с 1 января сотрудники редакции были вынуждены прекратить трудовые отношения и со Sputnik, и с МИА «Россия сегодня».

Возможно, и СГБ Латвии тоже собиралась устроить «веселуху» для русских журналистов под Новый год, но вмешались непредвиденные обстоятельства. В Латвии в среде латышской общественности возникла сильная напряженность из-за новых жестких ограничений в связи с COVID-19 и обязательного подушного налога в стиле оброка с крепостных, которые преподнесли депутаты сейма и правительство своему народу. Поэтому, как заметил в разговоре с корреспондентом ФАН депутат Рижской думы и сопредседатель «Русского союза Латвии» Мирослав Митрофанов, можно предположить, что репрессии против журналистов призваны отвлечь представителей титульной нации от гневных мыслей.

Впрочем, в практике спецслужб не только пытаться менять неблагоприятный эмоциональный фон в обществе, но и выключать из игры перед какими-либо серьезными событиями оппозиционных активистов, журналистов, запугивая остальных. Поэтому, вполне возможно, что и в Латвии к Новому году что-то еще припасли.

Эти страшные русские журналисты-«отравители»

Итак, в Риге преступлением считается профессиональная деятельность журналистов, к статьям которых претензий нет. Но вопрос: где они могут еще публиковаться, если оставшиеся крохи от русских СМИ в Латвии находятся на последнем издыхании? По сути, людей лишили права на профессию и, соответственно, права на заработок, а значит, и на мало-мальски достойную жизнь (на российских гонорарах с переводом рублей в евро особо не разгуляешься).

«Дело журналистов» (как и небезызвестное сталинское дело врачей-отравителей), конечно, шито белыми нитками. Ведь Березовскую и Линдермана два года назад уже пытались привлечь к уголовной ответственности за участие в первом Вселатвийском родительском собрании, когда общественники акцентировали внимание на ликвидации билингвальных школ. Эти осколки бывших русских школ, в которых 60% предметов преподавалось на госязыке, также не устраивали власть имущих. И это несмотря на то, что около 40% населения Латвии считает русский язык родным.

Почему зачищают русских журналистов и СМИ в Риге и Таллине

С 1 сентября 2019 года власти ЛР решили перевести все обучение, включая дошкольное, на госязык. Исключением не стали ни частные школы, ни коммерческие вузы. В государственных же высшее образование получить возможно лишь на латышском еще с середины 1990-х. Исключение сделали для английского языка в филиале одного иностранного вуза в Риге.

А Линдерман, будучи в 2012 году председателем общества «Родной язык», так и вообще отличился, организовав референдум за придание русскому языку статуса второго государственного. Явка тогда составила более 71% от числа избирателей. И хотя за русский язык проголосовало более 273 тысяч человек (24,88% от участвовавших в референдуме), при сохранении в республике института массового безгражданства рассчитывать на успех не приходилось.

С тех пор Владимир Ильич ходит в негласных «врагах латышского народа», а попытки организаций референдумов на будущее законодатели ЛР привели практически к нулю.

Владимир Ильич Линдерман

А еще власти Латвии хотят восстановления транзита российских грузов…

Координатор Совета общественных организаций Латвии, кандидат исторических наук Виктор Гущин призвал ликвидировать массовое безгражданство, а также восстановить всеобщее избирательное право.

«Чем дольше мы будем игнорировать проблему массового безгражданства и выборов в органы власти всех уровней, проводимых в условиях долговременного дефицита демократии, тем более беспощадной по отношению к русскоязычной общине Латвии будет правящая политическая элита, — считает он. — Выражаю солидарность со всеми журналистами, попавшими под каток политических репрессий, и в очередной раз заявляю: главное требование сегодня — незамедлительно и без всяких условий ликвидировать массовое безгражданство, восстановить всеобщее избирательное право и провести первые после 18 марта 1990 года выборы в органы власти всех уровней на основе всеобщего избирательного права».

Виктор Гущин во время пикета в защиту подсудимого русского профессора Александра Гапоненко

Виктор Иванович указывает, что правовое основание для таких требований имеется: это вывод ПАСЕ от 8 ноября 2002 года о формировании в Латвии из-за сохранения массового безгражданства долговременного дефицита демократии и аналогичный вывод ОБСЕ от октября 2006 года.

«Существующая в Латвии власть не может претендовать на демократическую легитимность в соответствии с принятыми в Европе стандартами демократии!» — уверен историк.

А еще эту «демократию» отягощают уголовными делами по таким тяжким статьям, как работа против суверенитета и государственной безопасности Латвии в пользу иностранного государства (читай — России, максимальный срок лишения свободы — до восьми лет); разжигание национальной розни, в чем, в частности, обвиняют профессора, доктора экономических наук, члена правления «Русского союза Латвии» Александра Гапоненко и журналиста Юрия Алексеева.

Александр Гапоненко после четырех месяцев, проведенных в Рижском централе, 23 августа 2018 года был выпущен на свободу

Или еще статья за публичное прославление, оправдание и грубую тривиализацию преступлений СССР против человечества, мира, Латвийской Республики и ее жителей. В этом обвиняется специалист по русистике и славистике, организатор «Тотального диктанта» в Риге по русскому языку, активист «Русского союза Латвии» Александр Филей.

А летом 2020 года по обвинению в шпионаже в пользу России к 15 годам лишения свободы был приговорен 64-летний бывший работник МВД Латвии Олег Бурак. Для пенсионера, страдающего целым рядом заболеваний, это, по сути, высшая мера.

Лидер Латвийского антифашистского комитета Эдуард Гончаров и публицист Александр Гильман

Прибегают власти Латвии и к высылкам из страны, если у ее жителя имеется, например, гражданство РФ. Так, в начале октября из Латвии в Россию депортировали председателя латвийского республиканского общества военных ветеранов Владимира Норвинда, разлучив с женой, гражданкой ЛР.

А еще — запрет на советскую военную символику, чтобы подпортить празднования Дня освобождения Риги от фашистов 13 октября и Дня Победы, которые власти Латвии за праздники не считают. Но для сотен тысяч жителей республики это святые дни. Все последние годы, кроме нынешнего, «ковидного», к памятнику Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских оккупантов выстраивались многотысячные колонны Бессмертного полка. Поэтому у националистов в сейме появилась новая забота — как бы снести этот памятник Освободителям и запретить георгиевскую ленту.

Так бьют по русским в Латвии и по самой России, пытаясь обесценить все ее достижения и победы, а народ расчеловечить, забывая про свой пакт с Гитлером и про подготовку атаки на СССР и Россию. Война хоть и гибридная, но без жертв не обходится.

И после всего этого в Латвии жалуются на сокращение транзита! Так, заместитель госсекретаря министерства сообщения республики Улдис Рейманис отправил в конце ноября соответствующее письмо помощнику министра транспорта России Юрию Петрову. В этом письме под руководством главы МИД ЛР выверяли каждое слово, решив пожаловаться на бюрократию таможенного оформления, из-за которой, мол, и сокращается объем грузов. Кого вы за дураков-то считаете?

В Рижском морском торговом порту грузов из России становится с каждым днем все меньше

А вот письмо от группы латвийских бизнесменов, чьи компании работают в портах, согласование в МИД ЛР не прошло. Мидовский шеф заявил, что тон был не только просящим, но и «неприемлемым для суверенного государства». Про «суверенное» вы лучше послушайте куда более компетентных людей, которые подвели плачевные итоги 30-летия независимости Латвии.

А еще почаще вспоминайте, что, согласно официальным данным, в 2020 году грузопоток во всех латвийских портах сократился. Лиепайский порт за десять месяцев текущего года перевалил грузов на 10,5% меньше, чем в прошлом году, Рижский — на 27,5%, а Вентспилсский — на 40,8%! А угля из России в октябре в латвийских портах было с гулькин нос, а в ноябре и вообще хоть шаром покати.

Если в октябре, как написал в прошедшем цензуру письме латвийский чиновник, не было согласовано 94% запрошенного объема угольных поставок (клиенты хотели доставить в латвийские порты более 4800 вагонов с углем, а согласовали только 279 вагонов), то в ноябре не согласовали 100% запрошенного объема. Как аукнется, как говорится, так и откликнется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *