Доколе будут расхищаться морские ресурсы России?

Доколе будут расхищаться морские ресурсы России?
Доколе будут расхищаться морские ресурсы России?

Пресечена очередная попытка иностранного браконьерства в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) РФ. «В результате скоординированных действий сил береговой охраны, авиации и подразделений специального назначения, пограничниками задержаны 2 рыболовные шхуны, 11 мотоботов, а также 161 гражданин КНДР. Обнаружены и изъяты запрещенные орудия лова, незаконно добытые морские биоресурсы», – сообщила пресс-служба ФСБ 18 сентября.

Браконьеры отчаянно сопротивлялись. При нападении экипажа северокорейской шхуны в Японском море на смотровую группу четверо военнослужащих пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю получили ранения.  Не обошлось без жертв – от полученного при нападении на пограничников ранения в больнице скончался один из корейских рыбаков.  

Все это крайне прискорбно. Не менее печально и то, что происшедшее может в любой момент повториться: универсального противоядия от незаконного лова не существует, а у иностранных судов, чтобы промышлять в российской акватории, есть легальные лазейки.

«То, что их тысячи, – это доказано»

Сам инцидент произошёл в районе банки (мель, глубина над которой значительно меньше окружающих) Кито-Ямато в Японском море. 17 сентября корабельный состав погрануправления ФСБ России по Приморскому краю обнаружил там иностранцев, занимающихся промышленным браконьерским промыслом.

Сначала всё шло стандартно. Смотровая группа проинспектировала первое судно и задержала его экипаж (21 человек), а вот со вторым возникли проблемы. Его команда (45 человек) оказала вооружённое сопротивление российским силовикам, четверо из которых получили ранения различной степени тяжести. Ответным огнём ранено 6 браконьеров, один из которых впоследствии скончался.

Обе шхуны, вместе с находящимися на них корейцами (около 80 человек), отконвоированы в порт Находка. На следующий день количество задержанных увеличилось до 161 человека.

«Само по себе задержание северокорейских браконьеров не единственный прецедент, но подобный уровень сопротивления, приведший к ранению пограничников, – факт редкий», – подчёркивает кореевед кандидат исторических наук Константин Асмолов. Последний раз подобный случай зафиксирован в 2016 году, когда для задержания оказавшего сопротивление экипажа промыслового судна «ДаеЯнг 10» сотрудникам ФСБ пришлось применить оружие. 8 граждан КНДР было ранено, один убит. Относительно «мирное» задержание иностранных браконьеров случается куда чаще.

К примеру, 2 апреля нарушители попытались просто скрыться от российских силовиков, не реагируя на их требование остановиться, и на судно пришлось высаживаться с вертолёта (беспарашютное десантирование). При осмотре пограничники обнаружили расставленные крабовые ловушки, привязанные к оранжевым спасательным буям, с 3195 живыми крабами (приблизительный ущерб оценивается в 2 млн. руб.). Крабов выпустили в море, а шхуну вместе с 22 членами экипажа доставили в порт Находки. Ранее, 30 января, туда же отправилось японское судно-нарушитель «Нисино-мару-68», с которого было изъято 7,5 т живого краба (более 57 тыс. особей) на 39 млн. руб.

В силу географического положения в российской ИЭЗ промышляют не только граждане КНДР и Японии, но и Южной Кореи. Только в прошлом году сотрудники береговой охраны выявили более 8 тыс. случаев незаконного промысла, и задержали 39 обычных и 1037 маломерных судов.

Доколе будут расхищаться морские ресурсы России?

И это только те, кого удалось поймать с поличным, подсчитать же точное количество нарушителей куда сложнее. «То, что их тысячи, – это доказано. В Тихоокеанском океанологическом институте через спутники уже примерно 10 лет ведут такой мониторинг. Есть отечественный спутник «Ресурс-П», который позволяет видеть поверхность воды. Так вот, в нашей 200-мильной особой экономической зоне и в нейтральных водах нарушителей насчитывается от 3 до 5 тыс. как раз в сезон сентября-октября», – рассказывает один из организаторов телефестиваля «Человек и море» Владимир Ощенко.

В российских водах иностранных браконьеров привлекает не только краб, но и другие ценные породы. «У остальных стран (биоресурсы. – Ред.) сильно меньше, чем у нас», – констатирует бывший гендиректор ФГУП «Нацрыбресурс» Станислав Стандрик. При этом случаи вооружённого сопротивления при осмотре судна сотрудниками погранслужбы происходят только с северокорейцами, «японцы те же не борзеют», отмечает эксперт.

Из-за санкций ООН, малоплодородной почвы и проблем с валютой 25 млн. жителей КНДР фактически находятся на грани голода, который гонит их в чужое море и добавляет агрессии. Особенно когда на твоих глазах пойманную рыбу и краба выпускают обратно в море.

«Не так давно японским пограничникам они открыто угрожали автоматами – мол, только суньтесь. Японцы пока опасаются ввязываться: не знают, что делать, если утопят северокорейскую наглую шхуну, и что делать, если будут жертвы», – отмечает руководитель представительства ТАСС в Японии Василий Головин.

«Терплю бедствие»

В 2018 году Москва и Пхеньян подписали межправительственное рыболовное соглашение, по которому КНДР на платной основе получила квоты на вылов в российских водах. По Японскому морю (подзона «Приморье») она составила 4,6 тыс. тонн тихоокеанского кальмара, 100 тонн сайры и 100 тонн анчоуса. Но после того как Россия присоединилась к санкциям ООН против Северной Кореи, соглашение перестало действовать. В 2019 году Росрыболовство не выписывало северокорейским рыбакам рыболовных билетов на промысел кальмара и других биоресурсов.

«То есть сейчас ни одно судно КНДР в нашей исключительной экономической 200-мильной зоне – я уж не говорю про территориальные воды – не может находиться. Это всегда нарушение закона и международного морского права, – подчёркивает В. Ощенко, – за исключением случая, когда рыбаки терпят бедствие». Именно за эту юридическую соломинку браконьеры и хватаются. Сигнала «терплю бедствие» достаточно, чтобы войти в ИЭЗ РФ и под прикрытием объяснения, что пережидают надвигающийся тайфун, изрядно порыбачить.

«За время тайфуна «Кроса» силами Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, помимо спасения терпящих бедствие иностранных рыбаков, были задержаны свыше 150 граждан одного из сопредельных государств, осуществлявших попытки незаконного промысла в российских территориальных водах. В то время как большая часть моряков искала укрытия от непогоды в бухтах Приморья, их недобропорядочные соотечественники попытались воспользоваться погодными условиями для расхищения водных биоресурсов», – говорится в одном из официальных пресс-релизов силовиков.

Аналогичной ситуация была во время тайфуна «Линлин», когда в бухту «Ольга» зашло около 500 шхун (около 150 из КНДР), 75 северокорейских рыбаков спасено, более 250 задержано. И речь идёт даже не о ИЭЗ (200 миль от берега), а уже о непосредственно территориальных водах РФ (12 миль), где государство осуществляет таможенный контроль, но мирный проход судов разрешён международными нормами.

Доколе будут расхищаться морские ресурсы России?Задержанные 17 сентября северокорейские браконьеры 

Примечательно, что у российских берегов оказываются деревянные лодки, буквально держащиеся на честном слове, которые самостоятельно туда бы не добрались. «Их выводит караваном флот типа МРС и БМРТ. Это железные корабли, их видно со всех радиолокационных средств, в том числе и погранслужбы. Они не пересекают ни ИЭЗ, ни тем более территориальных вод. Эти суда-матки и есть тот образующий рой, который доставляет деревянные, уже невидимые для радиолокации шхуны, и они уже отправляются в свой промысел. Например, возле мыса Поворотный их целая флотилия», – подчёркивает В. Ощенко. Такие деревянные лодочки часто тонут вместе с экипажем, но направившим их на преступный промысел – это «до лампочки».

Экологический ущерб

Ещё одна проблема – это методы браконьерского промысла. «Мелкоячеистые сети, которыми рыбачат наши “гости”, выгребают со дна все подряд. Более того, эти сети потом бросают в наших водах, что создает опасность для рыболовства и судоходства», – говорит советник президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Сергей Хитров.

Дело в том, что браконьеры используют одноразовые дрифтерные сети из полиэстерола, после чего бросают их прямо в море. В такие б/у снасти легко попадают сивучи, дельфины, редкие птицы и другие животные. В России они запрещены ещё с 2016 года,  после того как на Камчатке в них запутывались краснокнижные морские млекопитающие. Зафиксированы случаи, когда дрифтерные сети наматывало на винт российских рыболовецких судов, что может привести к потере управления судном.

«Я уж не говорю об экологии: представьте, в небольшом заливе Ольга собирается 50-60 “джонок”, владельцы которых не признают никаких санитарно-гигиенических норм. В воду идет все – от пищевых отходов до отходов жизнедеятельности»,  – отмечает С. Хитров.

Очевидно, что проблема прекращения иностранного браконьерства в российских водах сложна и многопланова. Но решать ее все равно надо, чтобы ИЭЗ РФ служила россиянам, а не их не в меру предприимчивым соседям.

* * *

Буквально вчера, 27 сентября, информагентства распространили новость из Владивостока, которая лишь подчеркивает, какую остроту приобрела проблема. Сотрудники пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю в пятницу задержали в исключительной экономической зоне России три шхуны и пять мотоботов из КНДР с 262 рыбаками на борту. У браконьеров обнаружены и изъяты около 30 тыс. тушек незаконно добытого кальмара и запрещенные орудия лова. Нарушители доставлены в порты Находка и Посьет для проведения разбирательства.

__________________________

Фото: https://primamedia.ru/news/856837/; vestiprim.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *