Намерение Киева законодательно закрепить в Конституции страны курс на евроинтеграцию и в НАТО не нашло понимания у европейских партнеров. В Брюсселе, как пишет Deutsche Welle, к данной инициативе отнеслись более чем скептически.
Напомним, 24 августа во время торжеств по случаю Дня незалежности Петр Порошенко заявил об изменении Основного закона страны, дабы закрепить в нем стратегический курс Украины к вступлению в ЕС и НАТО. Поскольку, как он выразился, без «незалежной» «ЕС не станет завершённым и совершенным проектом».
На этой неделе законопроект с соответствующими поправками от имени президента был внесен в Верховную Раду с предварительными сроками рассмотрения до конца сентября.
Однако в Брюсселе такое назойливое стремление Киева втереться всеми правдами и неправдами в дружную семью европейских народов сочли не очень уместным.
Там считают, что сейчас неактуально говорить даже о перспективе членства Украины в Евросоюзе. И, в общем, не очень понимают, зачем закреплять подобное на уровне Конституции, тем более что европейское сообщество своего решения из-за этого не отменит.
Фактически Петру Алексеевичу открытым текстом посоветовали идти лесом. И «вместо разговоров о мечтах» на будущее, «сосредоточиться на сегодняшней работе».
«Есть достаточно работы, чтобы сначала имплементировать соглашение об ассоциации», — напомнил украинскому руководителю член комитета Европарламента по иностранным делам Кнут Флекенштайн.
Но почему, действительно, в Брюсселе так старательно дистанцируются от евроатлантических устремлений киевских партнеров? Неужели заверения Порошенко о том, что «без независимой европейской Украины мира и безопасности в Европе было бы меньше», никого уже не убеждают?
— Порошенко сейчас действует исключительно в своих собственных внутриполитических интересах, — комментирует ситуацию замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, политолог Никита Данюк. — Украина, как известно, находится накануне очередного избирательного цикла — в будущем году в стране должны пройти парламентские выборы и выборы президента. Поэтому необычайно низкий электоральный рейтинг Порошенко среди украинского населения вынуждает его посылать сигналы своим патронам в Брюсселе и в Вашингтоне для того, чтобы они просто его заметили.
Это попытка, с одной стороны, напомнить, что «я — тот самый. Я тот, кто открыл окно, а теперь, может быть, и откроет дверь Украине, чтобы она стала неотъемлемой частью европейского сообщества и в целом глобального Запада».
Ведь именно для этого Порошенко пытается сейчас создать административно-правовую базу, чтобы заявить о том, что «это при мне в главный закон страны, Конституцию, черным по белому было вписано, что мы всеми силами должны пытаться как можно скорее стать и частью ЕС, и частью НАТО».
«СП»: — Но Конституция, это все-таки основа работы государства, а не свод лозунгов. Разве не так? Поэтому стремиться он может хоть на Марс — не всегда, как сказано, наши желания совпадают с нашими возможностями…
— В том-то и дело. Но сам Порошенко оказался у власти, как мы помним, в результате государственного переворота, одним из главных лозунгов которого был «Украина — це Европа!»
Вот только в результате деятельности Порошенко Украина стала гораздо дальше и от ЕС и, тем более, от НАТО, чем была, когда президентом был Кучма.
Надо сказать, что еще до Порошенко во многих документах «незалежной» уже была прописана важность вот этого европейского направления и интеграции во всевозможные европейские и атлантические структуры. Это было, кстати, как при Кучме, так и при Януковиче. Поэтому Петр Алексеевич, на самом деле, ничего кардинально нового здесь не делает.
Но, естественно, для Европы абсолютно немыслимо, чтобы Украина, которая на данный момент имеет вооруженный гражданский конфликт на своей территории, огромный государственный долг и огромные проблемы с социальными гарантиями, стала, действительно, в скором времени частью Единой Европы. У Европы, которая сама находится в системном кризисе, достаточно своих проблем.
«СП»: — То есть, они, видимо, догадываются, что Украина в ЕС — это начало его конца…
— Во всяком случае, европейцы поступили достаточно грамотно. Они показывают Порошенко, что будут воспринимать Украину не в соответствии с лозунгами, а в соответствии с реальными достижениями в самых разных сферах, где пока она себя никак положительно не проявила. Это экономическая и социальная политика, финансовое планирование и сфера безопасности, борьба с коррупцией и реформирование выборного законодательства — в общем, огромное количество требований может, теоретически, предъявить Украине Брюссель, которым она просто по факту не сможет соответствовать ни через пять лет, ни через двадцать пять.
Естественно, Европа пытается всеми силами дистанцироваться сейчас (в преддверии нового избирательного цикла) от такого непопулярного политика, как Петр Порошенко. И, естественно, не видит смысла в редактировании Основного закона Украины, потому что это ничего не меняет.
Европа хочет всеми силами, с одной стороны, оставить Украину в орбите своего влияния, но делать для этого ничего больше не хочет — у нее это, в принципе, и так получается. С другой стороны, пытается, как бы, дистанцироваться от политика, который, по всей вероятности, скоро не будет иметь никакого влияния на политические и экономически процессы в стране.
Тем более уже существует целый ряд соглашений партнерских и программ, как по линии Украина-НАТО, так и по линии Украина-ЕС, в рамках которых Запад уже имеет полный доступ на территорию «незалежной». Можно вспомнить, хотя бы, какое количество военных учений вместе с НАТО там проводится.
«СП»: — Используют по полной программе, но в свой «клуб» не принимают…
— Не принимают, чтобы не брать на себя лишние обязательства. Наоборот, и представители брюссельской бюрократии, и обычные политики в Европе пытаются всеми силами, скажем так, намекнуть, что Украину как никто не ждал в ЕС и в НАТО, так, в принципе, никто и не ждёт.
И новые формулировки в украинской конституции не играют здесь никакой роли.
Поэтому минимальные обязательства со стороны Европы и максимальная лояльность со стороны Украины (можно даже сказать, отсутствие суверенитета и субъектности), это как раз та ситуация, которая очень выгодна Брюсселю. И эта ситуация наблюдается сейчас.
Брюсселю выгоден статус-кво, когда он может пользоваться Украиной абсолютно произвольно, как захочет, но не имеет каких-то ответных обязательств перед ней. Так что, нынешняя реакция представителей ЕС, она достаточно логична и, можно сказать, даже дальновидна.
«СП»: — В последнее время создается впечатление, что в ЕС стараются держаться от Украины и ее политиков несколько на расстоянии. Почему, ведь такая любовь была четыре года назад?
— Так и есть. Они прекрасно понимают, что никаких реальных шагов по реформированию государственной системы и экономики, а также в борьбе с коррупцией на Украине никто делать не собирается. А все подобного рода заявления, это попытка, как я уже сказал, сыграть на внутреннюю аудиторию, набрать политические очки.
Брюссель, действительно, будет всеми силами стараться от этого дистанцироваться. Потому что он не собирается быть инструментом, скажем так, в руках политтехнологов, чтобы Порошенко, Тимошенко, либо еще какой-нибудь другой политик создавал себе рейтинг с помощью лозунгов типа, «При мне вы обязательно увидите, как Украина станет частью ЕС или НАТО!».
Брюссель, на самом деле, устал от Киева, который абсолютно недоговороспособен. И не только тогда, когда дело касается России или Донбасса. У него есть обязательства перед целым рядом международных структур, типа МВФ, Европейская комиссия и прочих, но он фактически их игнорирует.
Естественно, от такого государства и такой политической элиты, нынешнего истеблишмента украинского, Брюссель будет держаться как можно дальше, потому что все они невероятно токсичны.
И, в принципе, подобного рода шаги говорят о том, что брюссельская бюрократия на предстоящих выборах не ставит на Порошенко. Видимо, пришло, наконец, понимание, что не стоит иметь дело с украинскими политиками нынешнего разлива, которые пришли к власти после госпереворота. Потому что в долгосрочной перспективе эти опасные связи могут нанести очень большой имиджевый удар, как по самому Брюсселю, так и по еврочиновникам.
Поэтому здесь, как я уже говорил, для Брюсселя наиболее выгодный сценарий, это сохранение статус-кво. А для этого нужно, чтобы Украина была как можно дальше и вообще не ассоциировалась с Европой.
Донбасс, последние новости: Соратники Захарченко покинули территорию ДНР