В поисках коалиции. Молдова после выборов

В поисках коалиции. Молдова после выборов
В поисках коалиции. Молдова после выборов

После того как отгремели аккорды выборной кампании, после того как улеглись волнения по поводу подсчета голосов избирателей, после того как результаты выборов были опубликованы и утверждены всеми необходимыми инстанциями, включая Центризбирком и Конституционный суд, в Молдове наступило относительное затишье. Но это вовсе не значит, что политические процессы оказались приостановлены. Просто, как это обычно бывает в подобных ситуациях, для всех политических партий, прошедших в новый парламент, публичность предвыборной кампании сменилась на кулуарность разработки дальнейшей политической стратегии и тактики.

И вот именно в этой плоскости, учитывая распределение мест в новом парламенте, и находятся основные сложности формирования парламентского большинства и, как следствие, всех парламентских органов и правительства. По итогам парламентских выборов 24 февраля 101-местный парламент Республики Молдова будет состоять из трех крупных формирований: Партии социалистов (35 мандатов), Демократической партии (30) и блока Acum (26). В законодательный орган также прошли семь депутатов партии «Шор» и трое независимых.

Ситуация осложняется тем, что те три политические партии, которые по численности своих фракций могут представлять интерес для создания коалиции, по сути, ставят перед собой совершенно разные задачи в новом парламенте.

Демократическая партия, сколотившая под своей эгидой парламентское большинство в предыдущем парламенте, имеет одну-единственную задачу – любой ценой остаться у власти. Для этого демократы готовы использовать любые методы, вплоть до самых неприглядных, но зато доказавших свою эффективность в парламенте прошлого созыва. В противном случае все раздутые и абсолютно неоправданные полномочия парламента будут направлены против партии и ее руководства, которое в этом случае может лишиться очень многого, в том числе и личной свободы.

Партия социалистов, которая, несмотря на первое место по итогам парламентских выборов 2014 года, провела предыдущую парламентскую каденцию в оппозиции, идет в парламент с четкой проработанной программой, направленной на исправление той катастрофической ситуации, в которой оказалась Молдова в результате десятилетнего правления различных проевропейских альянсов. Именно четко сформулированные цели и задачи предвыборной программы, а также постоянная работа депутатов парламента и представителей местной власти от Партии социалистов обеспечили ей и в этот раз первое место. При этом представительство социалистов увеличилось на 10 депутатских мандатов. И хотя парламентского большинства социалисты не добились, но и говорить об их поражении тоже смешно.

Что касается блока ACUM, занявшего на выборах третье место, то тут гораздо сложнее сказать, для чего пришли в парламент эти люди и чего от них можно ожидать. Партии, составляющие этот блок и возглавляемые Майей Санду и Андреем Нэстасе, появились на политической сцене в целях реинкарнации либералов и либерал-демократов, которые были «отжаты» от власти их бывшим партнером по проевропейским альянсам – Демократической партией. Их электорат – те же самые люди, которые голосовали на предыдущих выборах за евроинтеграцию РМ, но в итоге остались «у разбитого корыта». Предвыборная кампания блока ACUM прошла под лозунгами «борьбы с олигархами» и «европейского пути развития Молдовы». Несмотря на общую с демократами геополитическую повестку, лидеры ACUM декларируют невозможность коалиции с демократами, однако их политическая самостоятельность вызывает серьезные сомнения.

Что касается депутатских мандатов, доставшихся партии «Шор» и независимым кандидатам, то их практически по умолчанию все политологи и обозреватели приплюсовывают к мандатам Демократической партии.

При таком раскладе вариантов дальнейшего развития событий набирается достаточно много. И в порядке понижения вероятности их можно расставить следующим образом:

  1. Новая «проевропейская» коалиция ДПМ + ACUM + партия «Шор» + независимые депутаты;
  2. ДПМ + партия «Шор» + независимые депутаты + то необходимое для парламентского большинства количество депутатов, которое демократам удастся оторвать от ACUM и ПСРМ уже опробованными в предыдущую парламентскую каденцию «методами»;
  3. ПСРМ + ACUM;
  4. ДПМ + ПСРМ + партия «Шор» + независимые депутаты

Первый вариант представляется наиболее вероятным и благоприятным для проевропейских политических сил. Несмотря на то, что лидеры ACUM ушли «в глухую несознанку» и категорически отказываются от любых коалиций и заявляют о намерении все четыре года провести в оппозиции, их заявления являются обыкновенным популизмом. Очевидно, что, находясь в оппозиции, ACUM не сможет реализовать свою «антиолигархическую программу». Единственным серьезным доводом для отказа от коалиции с демократами являются амбиции М. Санду на президентскую должность. Выборы 2016 года она проиграла Игорю Додону и теперь горит желанием взять реванш в 2020 году на очередных выборах. Коалиция с демократами может серьезно подорвать доверие к ней в той части электората, который проголосовал за ACUM.

Тем не менее предложение от ДПМ о переговорах уже поступало в адрес ACUM и было отвергнуто. На брифинге Демократической партии спикер предыдущего парламента, заместитель председателя партии А. Канду отметил, что демократы готовы предложить ACUM пост премьер-министра в случае создания коалиции. Это является лишним подтверждением того, что данный вариант наиболее желателен для демократов и наиболее вероятен.

В случае если он не осуществится, то в ход пойдут отработанные приемы, которые помогли демократам создать правящее большинство в предыдущем парламенте. Тогда во фракцию демократов перешли 14 депутатов фракции коммунистов и ряд депутатов из Народной европейской и Либеральной партий.

Что касается возможности создания антиолигархической коалиции между Партией социалистов и ACUM, то со стороны ПСРМ было сделано предложение о начале переговоров. Однако лидеры ACUM предпочли отвергнуть этот шаг социалистов под прикрытием различных популистских лозунгов, среди которых почему-то было условие принятия в Молдове «закона Магнитского».

Четвертый вариант, который в числе прочих упоминают демократы и называют «широкой коалицией», социалистами не рассматривается.

В сложившейся ситуации взвешенную и объективную позицию занял президент Игорь Додон. Он намерен сам инициировать переговоры с «основными прошедшими в парламент политическими силами, чтобы совместно найти оптимальное для страны решение в нынешней послевыборной конъюнктуре». В сообщении, опубликованном в социальной сети, он напомнил политическим лидерам о том, что «национальный интерес превыше всего». И. Додон добавил, что партии должны «очень четко аргументировать свои позиции и принять на себя ответственность за последствия» – будь то в случае создания коалиции из нескольких партий или досрочных парламентских выборов.

Также президент выразил намерение в срок до 25-26 марта созвать первое учредительное заседание нового парламента страны. Таким образом, уже до конца месяца станет понятно, что именно ждет Молдову: новая «проевропейская» коалиция или роспуск парламента и внеочередные парламентские выборы, которые могут пройти одновременно с местными выборами летом этого года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *