Любимый аргумент защитников современного низкопробного ТВ: «не нравится – не смотрите». Но проблему простым нажатием кнопки на пульте не решить – негодная телекультура процветает, ее продукты пользуются большим спросом. При этом над аудиторией проводятся такие жуткие эксперименты, что отмахиваться этим «не смотрите» равносильно призыву спрятать голову в песок.
За время существования «зомбоящика» сформировался огромный пласт инертных, приученных к хаотичной, необременительной, яркой и пикантной информации зрителей. И беда не в том, что они следят за судьбой героинь Дома-2 Бузовой или Шурыгиной, а в том, что теряют способность анализировать контент, порой вполне сознательно погружаясь в информационный «белый шум». Он способен «убаюкивать» людей любого возраста и уровня развития.
Судя по комментариям в Сети, даже молодая аудитория, со всей ее кажущейся активностью и самодостаточностью мышления, потребляет информацию по принципу «фастфуда», не задумываясь о «составе продукта». Именно из-за такого поверхностного восприятия сегодня завязываются «дебаты» в Интернете, пронизанные агрессией и полным неумением слышать кого-либо, кроме себя. Так чем они лучше и достойнее словесного рестлинга, который мы наблюдаем в политических передачах на центральных телеканалах?
Конечно, можно не смотреть ни псевдопатриотические или псевдоинтеллектуальные программы, ни ток-шоу, смакующие грязные подробности очередного «звездного» развода или похождений юнца, прославившегося сексом по пьяни с незнакомой малолеткой. Но важно понимать, почему производители таких шоу выворачивают наизнанку те ориентиры и ценности, которые не так давно казались незыблемыми – и все смотрят на это сквозь пальцы. В чем они убедят зрителя в следующий раз, кого реабилитируют, какие грехи отпустят?
Наша массовая культура не предлагает никакой качественной альтернативы уже даже не застойному, а отстойному ТВ. Ни литературы, написанной хорошим слогом, ни фильмов, которые проникают в душу и заставляют размышлять о действительно важном, ни развлекательного контента, обеспечивающего приятный досуг и доставляющего эстетическое удовольствие. Вместо того – игра на низменных инстинктах и примитивном чувстве юмора… Существует, правда, культура «не для всех» – но она сосредоточена на ресурсах с крайне маленькой аудиторией.
Большинство же остается погруженным в «белый шум», отвлекающий от мрачных мыслей о все более плачевном состоянии экономики, унизительном положении России в мире, тревожных прогнозах о том, что будет после «выборов», когда властям уже не потребуется держать марку.
Зловредность этого «шума» – и в том, что он, несомненно, вызывает привыкание. Если мы вдруг окажемся в звенящей тишине, не разбавленной ни перепалками штатных «патриотов» со штатными же «врагами народа», ни новостями в духе «Дональд Трамп забыл слова гимна», ни светской хроникой про очередной шпагат Волочковой – нам станет некомфортно и жутко.
Потребление населением информационного мусора, помимо прочего, служит чем-то вроде сигнала: раз люди интересуются столь бессмысленными новостями и ничтожными темами, значит, не так уж все и плохо. Ведь когда станет нечего есть, будет уже явно не до телевизионной мутоты. Но есть риск окончательно забыться и судить о благополучии исключительно по телеэкрану, а не по холодильнику.
И хотя многие обитатели Интернета сегодня с гордостью заявляют, что не знают «звезд» из телевизора, не в курсе обсуждаемых там сенсаций и вообще все это какой-то альтернативный мир для «быдла», застой в обществе и культуре красноречивее любых телерейтингов свидетельствует, что программа по оболваниванию успешно работает.
Только когда что-то изменится коренным образом, когда Россия станет по-настоящему подниматься и в культурном, и в экономическом плане, – в стране появится самостоятельное и неподвластное влиянию антикультуры молодое поколение.