Страсти по Азовскому морю: фантазии и реальность

Страсти по Азовскому морю: фантазии и реальность
Страсти по Азовскому морю: фантазии и реальность

Нынешнее обострение российско-украинских отношений вокруг Азовского моря началось ещё 25 марта этого года, когда украинские пограничники захватили российское рыболовецкое судно «Норд» с российским же экипажем. После этого последовали ответные меры России в отношении Украины, и ситуация дошла до того, что теперь особо горячие головы в Киеве уже требуют использовать «всю мощь ВМСУ для военного отпора гибридной агрессии России». Заметим, что если украинским «военным мыслителям» не удаётся зафиксировать использование «страной-агрессором» оружия, то в ход идёт очень, очень полюбившийся аморфный термин «гибридная агрессия».

От пиратства до развязывания боевых действий

Но в чём суть конфликта с «Нордом», который российские официальные лица посчитали актом морского пиратства? Дело в том, что согласно двустороннему соглашению о совместном использовании этого внутреннего для России и Украины водоёма рыбаки обеих стран имеют право беспрепятственно заниматься ловлей в любом его месте. Хоть в 100 метрах от «чужого» берега. Тем не менее украинские морские пограничники задержали российское судно, проверили у рыбаков паспорта и задержали их и само судно, обвинив в нарушении процедуры… «въезда на временно оккупированную территорию Украины».

Пикантность ситуации заключается в том, что крымские рыбаки никуда не въезжали. Они всё время с 2014 года жили и работали в Крыму, который Украина считает своим. За это время получили российские паспорта, с которыми пограничники их и «застукали».

Разумеется, никакие попытки переговоров с Киевом результатов не дали. Судно и часть экипажа (двум его членам всё-таки удалось сбежать в Россию через Белоруссию) продолжают оставаться в плену. А российские пограничные корабли приступили к тщательному досмотру в Азовском море украинских судов и судов других стран, следующих в украинские порты или из этих портов. «Зеркального ответа» в виде задержания украинских плавсредств, помимо пресечения случая откровенного браконьерства в акватории даже не Азовского, а Чёрного моря, когда 4 мая в исключительной экономической зоне РФ было задержано украинское рыболовецкое судно «ЯМК-0041», на котором были обнаружены 46 мёртвых дельфинов, 17 камбал и две акулы-катрана, а также было вытралено 9300 метров сетей, не последовало.

Зато в преддверии открытия Крымского моста через Керченский пролив и сразу после его открытия украинские соцсети и телеэкраны просто захлестнула волна требований разбомбить, взорвать при помощи судна-камикадзе или путём иной диверсии этот мост. Сюда добавились действия, отнюдь не мифические, по подготовке беспорядков и диверсий в дни чемпионата мира по футболу, часть игр которого пройдёт в близлежащих Ростове-на-Дону и Сочи.

Некоторые украинские политики практически не скрывали и намерений воспользоваться спортивным праздником для того, чтобы реализовать «хорватский сценарий» по разгрому ДНР и ЛНР именно в дни его проведения. К тому же Украина объявила о закрытии на три летних месяца огромной части акватории Азовского моря, включая контролируемую Донецкой республикой, «для проведения учений с ракетными стрельбами».

У страха глаза велики

Разумеется, все эти угрозы, как реальные, так и потенциальные, не могли не вызвать беспокойства со стороны Москвы. А поскольку ответственность за безопасность участников и гостей чемпионата лежит на принимающей стороне, были серьёзно усилены её меры. Вплоть до переброски в акваторию Чёрного и Азовского морей кораблей и катеров Каспийской флотилии.

Реакция на эти шаги России была предсказуемой, ожидаемо она вылилась в истерику на тему «усиления гибридной агрессии». Причём подзуживают украинских политиков заокеанские «друзья». «Передислокация военно-морских сил такой мощности из Каспия в Азовское море пугает, ведь это позволяет российским ВМС высадиться на побережье. Эти корабли не нужны, чтобы защищать мост или действовать против украинских рыболовецких лодок, – нагнетает Пол Гобл, аналитик Фонда Джеймстаун. – Даже если Москва не использует корабли для нападения на Мариуполь или другой прибрежный город Украины, тот факт, что она может это сделать, будет сдерживать определённые оборонительные силы Украины, которые можно было бы использовать против нападений России в других районах». По его словам, это делается для того, чтобы Россия «усилила агрессию против Украины» после проведения финала чемпионата мира по футболу.

Ему вторит бывший глава Службы внешней разведки Украины генерал армии Николай Маломуж, один из идеологов борьбы с Россией: «Благодаря своим действиям в Азовском море Россия получает доминирование в регионе, ежедневный экономический контроль над всеми отраслями украинского производства, которые так или иначе связаны с судоходством (металлургией, рудой, зерном и т.п.). К тому же РФ теперь сможет контролировать этот регион с помощью военно-морского флота и военно-воздушных сил, что в дальнейшем может стать ещё и плацдармом для возможного разворачивания операций против Украины».

«В последние две недели мы наблюдаем, как все ближе и ближе эта зона задержаний приближается непосредственно к Бердянску и Мариуполю. Если не будет адекватных действий со стороны украинских органов власти, то скоро, руководствуясь тем законодательством, которое ещё действует, об Азовском море, мы скоро увидим, как пограничные корабли ФСБ задерживают судна непосредственно в акватории мариупольского и бердянского порта, – истерит эксперт организации «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко. – Это давление. Заблокировать мариупольский и бердянский порты, оставить без работы тысячи. Мариуполь – это больше трёх тысяч, Бердянск – больше тысячи только в порту, создать там социальное напряжение в этих регионах, а мы знаем, что там есть много тех, кто Путина ждёт».

Мечты, мечты, мечты…

Не истерикой единой отличились украинские политики и «активисты». Уже упомянутый выше Клименко предлагает: «У нас есть на Азовском море 15 или 16 вымпелов. Это мариупольский отряд морской охраны. Там такие же катера, сильно вооружённые, слабо вооружённые – это уже другое дело. Но наши судна, как и российские военные, могут находиться в любой точке Азовского моря. Можно объявлять учения там, где идёт российский трафик, можно и нужно сопровождать суда, которые идут из Мариуполя и Бердянска или в Мариуполь и Бердянск. Есть опыт с советских времён вытеснения, когда один военный корабль вытеснял другой корабль».

Куда более решительны «активисты» из созданной бывшим днепропетровским губернатором Игорем Коломойским партии «УКРОП». В открытом письме премьеру Владимиру Гройсману они требуют разрыва дипломатических отношений с Россией, информирования союзных Украине стран об «агрессивных действиях России в Азовском море» и вынесения этого вопроса на заседание Совбеза ООН. А ещё, помимо предложения новых санкций, призванных «задушить Россию», сформировать боеспособную группу ВМСУ в Азовском море.

Решительно настроен и «постпред президента Украины в Крыму» Борис Бабин. Тот самый, который несколько дней назад жаловался, что его страна уже потеряла управление районами, граничащими с Крымом. В том числе и окрестностями Геническа. «Мы настойчиво просим сделать Геническ городом базирования морской охраны и ВМС Украины. В условиях эскалации конфликта на Азове это приобретает ключевое значение», – мечтает он.

Правда, с «выгонялками» и «вытеснялками» у Украины как-то не складывается… «Если говорить о каком-то ответе в силовом формате, то, конечно, тут Государственной пограничной службы недостаточно, у нас ограничены наши ресурсы и даже ресурсы нашей морской охраны – они также ограничены. Не будем делать тайну, наши катера, которые предназначены больше для патрулирования, они также и морально устарели, и уступают по своей мощи возможностям морской охраны Пограничной службы Российской Федерации», – рассказал спикер Госпогранслужбы Олег Слободян.

Что касается «базы ВМСУ в Геническе», то, по мнению херсонского общественника Геннадия Сивака, это не что иное, как попытка отмывания денег. «Это фейковое заявление, потому что порт в Геническе нерабочий. Там только какие-то маломерные суда могут заходить – и то при определённой погоде, если дует восточный ветер, то даёт воду и можно зайти. Акватория порта давно не чистилась, так как все средства для очистки давно проданы. В порт разобрана железная дорога, то есть ничего туда доставить невозможно. Это с обороной не имеет ничего общего, кроме возможности распилить очередные средства», – заявил Г. Сивак.

Не позволит ни применить «силовой вариант» в Азовском море, ни просто собрать хоть какую-то даже небольшую группировку кораблей само состояние украинского флота. Как рассказывает главный редактор сайта «Альтернатива» аналитик Андрей Ваджра, передвигаться собственным ходом способен лишь флагман ВМСУ, сторожевой корабль советских времён «Сагайдачный». Всё остальное – либо «полуживые» катера, огневая мощь самых современных из которых равна огневой мощи двух бронетранспортёров, либо надувные моторные лодки, подаренные американцами.

Чем сердце успокоится?

Среди прожектов украинских «диванных экспертов» есть «мрии» о вводе в Азовское море мощного натовского флота для «защиты Украины». Правда, эти «эксперты» забывают про то, что максимальная глубина моря составляет всего 13 метров, а средняя – около 7,5. Притом, что осадка, например, печально известного американского фрегата «Дональд Кук» составляет 9,4 метра. Да и существует конвенция Монтрё, ограничивающая количество и тоннаж кораблей нечерноморских стран, одновременно находящихся в Азовско-Черноморском бассейне.

Страсти по Азовскому морю: фантазии и реальность

Санкции и обращение Киева в ООН? Не существует для них повода. Во всех международных документах Азовское море значится как совместное внутреннее море России и Украины, и они вправе держать в нём такие флоты, какие захотят. Жалобы на задержки судов, следующих в украинские порты и из них? Так это право тоже прописано в международных соглашениях. Тем более в ситуации, когда чемпионат мира требует усиленных мер безопасности, а Украина в лице того же министра иностранных дел П. Климкина грозит «испортить» футбольный праздник всем болельщикам, которые едут в Россию.

Немного шансов и у расторжения договора о совместном использовании Азовского моря и установлении 12-мильной полосы территориальных вод и исключительной экономической зоны Украины. Во-первых, для этого потребуются переговоры с Россией, которые наверняка обречены на провал, поскольку камнем преткновения станет Крым. Его обе страны считают своим, и отказываться от полуострова не намерены. А во-вторых, больно ударит по украинским рыбакам, имеющим по ряду квот на вылов рыбы преимущество перед россиянами. В таком случае они просто не смогут её ловить у побережья России.

Истерика, скорее всего, закончится, когда завершится чемпионат мира, будут ослаблены меры обеспечения безопасности, и российские корабли вернутся в Каспийское море: ослаблять свою флотилию в нём Россия не намерена. Если, конечно, Украина не предпримет за это время никаких новых провокаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *