Так ли уж необходимо советским русским становиться западными «общечеловеками»?
Намедни смотрел голливудский фильм «Парни что надо», про первых американских астронавтов. И лишний раз убедился, что американцы, в целом, психологически слабая нация. Им как воздух нужны внешние стимуляторы. Нужны кумиры, как примеры для подражания и символы веры в свои силы и в свою правоту. В этом нуждается только психологически слабый тип человека. Не уверенный ни в себе, ни в своем обществе, ни в образе жизни.
Что не удивительно. Поскольку, по большому счету, американское общество, как рафинированный и конечный продукт западной цивилизации, построено, по сути и в своей основе, на отрицании фундаментальных христианских заповедей. Потому что весь так называемый капитализм изначально построен на сплошном обмане, надувательстве и взаимной вражде. Библейским символом чего являются торговцы в храме, которых безжалостно разогнал Иисус из Назарета.
Это факт, который не в силах отменить никакие внешние декорации и показная американская набожность. Ходить в церковь строго один раз в неделю и верить в Бога, в смысле основ его нравственного учения, это как говорят в Одессе, две большие разницы.
Так вот упомянутый фильм наглядно иллюстрирует эту американскую показушную слабину.
Они своих будущих покорителей космоса, которые еще никуда не летали, заранее «пиарили» несколько лет подряд, делая из них суперменов, надежду Америки и космических героев. И эти, неплохие по жизни парни, старательно исполняли такую, в общем-то, комическую роль. Потому что понимали — их соотечественникам без этого никак нельзя. И Америке без таких «героев авансом» тоже.
А вот Сергея Павловича Королёва и Юрия Алексеевича Гагарина никто заранее не превозносил до небес. Они тихо и скромно делали свою работу. Им не нужны были кумиры и психологические опоры, потому что они сами по себе были такими. Как и весь русский, в широком смысле, советский народ, который только что одержал величайшую военную Победу в истории. И безропотно, не испытывая никаких сомнений, принес на её алтарь, всё, что для этого требовалось.
Тот народ, который, сжав зубы, шел в полный рост на пулеметы врага, в полном понимании неминуемости личной смерти и в такой же абсолютной уверенности в бессмертии своей страны и своих идеалов. И эта гранитная, не ведающая сомнений и колебаний, вера, с которой наши люди не только умирали на поле боя, но и жили, сокрушая врага, оказалась той неодолимой силой, перед которой не устоял тогдашний фашистский Запад.
У которого, как оказалось, был тот же изъян общего западного психотипа – чрезмерная абсолютизация собственного «я» и зацикленность на его безусловном приоритете. Отсюда все эти красивые немецкие военные костюмчики, перед которыми до сих пор млеют иные любители внешней мишуры. И не менее красочные нацистские военные парады.
А вот свою столицу, да и всю Германию заодно, эти красавчики в мундирах от Хьюго Босса сдали всего за пару недель, когда их не по-детски приперло. И это в то время когда наша Брестская крепость, при полной безнадеге своего положения, дралась месяц, Ленинград – три года, а Москва даже не думала сдаваться. Враг стоял в двух десятках километров от стен Кремля, а русский парад чеканил шаг на Красной площади и Сталин, как всегда, стоял на Мавзолее. После чего, строго согласно плану, спокойно и неотвратимо началось наше наступление, которому, почему-то, в отличие от немецкого, никак не помешал «генерал Мороз». И даже помог. Потому что русские, при всём своем легендарном фатализме, оказались людьми умными и практичными. И, в отличие от берлинских любителей плац-парадов, как следует, запаслись валенками и дублеными полушубками.
И после великой войны и Победы этот народ не расслабился и не стал срочно требовать для себя всех благ земных. Но точно так же, спокойно и планомерно, продолжал делать своё общее дело. Вера в необходимость этого и в мудрость руководства страны, которое знает, куда вести народ, была тогда абсолютной. А трудовой и человеческий подвиг были общепринятой нормой жизни.
И то был не просто слепой фанатизм. Люди верили в свои силы, в то, что любые задачи им по плечу. И они реально видели плоды своих общих трудов. Видели возрождение страны после страшной войны, которое шло небывалыми темпами. Да что там после, если даже строительство станций московского метро продолжалось одновременно с Курской дугой и битвой за Берлин! А в блокадном Ленинграде изготавливались мозаичные панно, которые до сих пор украшают станцию метро Новокузнецкая, открытую в 1943 году! И посмотрите — сколько света и оптимизма в этих картинах, созданных в городе, казалось, обреченном на гибель.
Наша страна в то время, в отличие от инфантильно-восторженных американцев, не занималась производством показушных «героев будущего», не тешила себя пустым прожектерством грядущих побед. Да и не нужны они были в обществе, где героизм и самоотверженность были тогда рабочей нормой. Где все, или почти все, жили так, как пелось в известной песне:
Мы все добудем, поймем и откроем,
Холодный полюс и свод голубой,
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой.
И они, эти целеустремленные люди – «отличные парни отличной страны», как поется в другой песне того времени, закономерно пришли на космический старт Человечества первыми. А американские «герои авансом» были вынуждены честно признать, что «русские надрали им задницу». А еще в Америке тогда писали, что 99% слов о покорении космоса сказали США, а 100% дела сделали Советы. Так чья общественная модель и чей «человеческий материал» выше и лучше? Думаю, что ответ очевиден.
И сегодня нам вряд ли стоит спешить чистить себя под убогий американский стандарт. И, в частности, увлекаться свойственной слабакам пустой болтовней о будущих свершениях и победах. В том числе и космических. А этого сейчас, чего греха таить, хоть отбавляй. Признаться порой даже уши закладывает от очередного трезвона про «планов громадье» где-то за горизонтом 2030 года. То есть когда нынешние обещалкины уже давно выйдут в тираж. Зачем нам повторять сомнительные и заведомо проигрышные американские приемы? Зачем подражать слабакам?
Юрий Селиванов, специально для News Front