Власти Грузии, силясь выслужиться перед Западом, подали иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), требуя признать Россию ответственной за шестидневную войну в августе 2008 года и нарушение прав человека в Южной Осетии и Абхазии и выплатить за это финансовую компенсацию. Премьер-министр Георгий Гахария назвал решение ЕСПЧ победой Грузии, но это слишком громко сказано.
ЕСПЧ не занимается определением государственного статуса территориальных образований, он только рассматривает вопросы, связанные с нарушением прав человека (право на образование, свободное перемещение, защиту частной жизни и собственности и т. д.).
ЕСПЧ назвал Россию виновной в нарушениях этих прав, но не обсуждал государственный статус Южной Осетии и Абхазии. Из 16 пунктов обвинения, поданного грузинской стороной, ЕСПЧ удовлетворил пятнадцать. 16-й пункт призывал признать Россию ответственной за происходящее в Южной Осетии в период самой активной фазы боевых действий с 8 по 12 августа 2008 г. и повесить на РФ все случаи нарушения прав человека на этой территории в это время.
Однако ЕСПЧ заявил: с 8 по 12 августа войска Грузии и Российской Федерации вели бои за возможность контроля над данной территорией, поэтому ни одну из сторон нельзя признать контролирующей стороной. Также суд сослался на сложность выяснения, кто конкретно и чьи права в этот период нарушал.
ЕСПЧ не является беспристрастной структурой, он действует в фарватере политики коллективного Запада. Когда авиация НАТО бомбила урановыми бомбами мирные кварталы Югославии, убивая сотни мирных жителей, судьи ЕСПЧ спокойно спали в мягких постелях, не терзаясь муками совести.
Когда российская армия и спецслужбы боролись против исламских террористов на Кавказе в 1990-х и начале 2000-х, ЕСПЧ выносил приговоры в пользу осуждённых террористов, обязывая российское государство выплачивать им десятки тысяч евро компенсации за якобы негуманное обхождение в тюрьме. Таков моральный облик европейского законодательства и удивляться решению в пользу Грузии не стоит.
Судьи ЕСПЧ «не увидели» того факта, что 8 августа 2008 г. грузинская армия начала боевые действия первой, накрыв артиллерией позиции российских миротворцев в Южной Осетии, которые находились там в соответсвии с международными соглашениями. В первые же минуты боя погибли десять российских военнослужащих.
Судьи «не заметили», что это грузинская армия вторглась на территорию Южной Осетии, а не наоборот. Не югоосетинские танки давили жителей Тбилиси, это грузинские танки давили жителей Цхинвала. И судьи, конечно же, «забыли» учесть, что войну развязал прозападный президент Грузии Михаил Саакашвили, дорвавшийся до власти в результате государственного переворота (так называемой революции роз).
И самое забавное: ЕСПЧ рассматривает нарушение прав людей без желания самих людей. Абхазы и осетины не считают, что их права нарушены Россией, но ЕСПЧ действует по принципу «без меня меня женили», по умолчанию делая вид, будто абхазы и осетины очень страдают от российского присутствия.
В Киеве решение в пользу Грузии встретили с радостью, пророча в будущем приговор ЕСПЧ в пользу Киева по делу «Украина против России». Его украинские власти надеются инициировать, дабы заставить Москву ответить за «оккупацию» Крыма и Донбасса. У Тбилиси и Киева будет один бубен на двоих, громыхая в него, они займутся политическими кампаниями на заданную Западом тему – о России-оккупанте.
Между тем война в Южной Осетии таит много некрасивых для Киева секретов. Ведь тогдашний украинский президент Виктор Ющенко, тоже пришедший во власть с помощью госпереворота (так называемая оранжевая революция), тайком послал Саакашвили в помощь украинских военных специалистов.
Украина и Россия не находились в состоянии войны, с телеэкранов Ющенко уверял в стремлении к добрососедству с Москвой, но втихую, зная о скором нападении грузинской армии на российских миротворцев, содействовал укреплению её боеготовности.
В 2008 году впервые в постсоветской истории украинская армия воевала против России, делая вид, будто она этого не делает. Спецслужбы тоже работали. В ноябре 2008 года СБУ запретила показ на Украине российского фильма-расследования о подготовке войны в Южной Осетии. Оперативники с собаками врывались даже в здания неправительственных учреждений, где, по агентурным данным, граждане собирались посмотреть фильм в частном порядке. Киев боялся правды о той войне, отсюда такая лихорадка и паника.
Сейчас уже невозможно установить, сколько российских военнослужащих, югоосетинских ополченцев и мирных жителей были убиты руками украинских вояк или теми грузинскими солдатами, которых они обучили.
Невозможно посчитать, сколько абхазских ополченцев были убиты боевиками украинской националистической организации УНА-УНСО, которые приехали на помощь Грузии в 1992 году при молчаливом попустительстве украинских властей. Правда, потом унсовцам пришлось срочно драпать из сухумского аэропорта на родину перед наступавшими абхазами. Героический поход закончился позорным пшиком.
Когда в 2014 году Киев развязал бойню на Донбассе, абхазы и осетины решили вернуть украинской армии старый должок. В рядах ополчения ДНР и ЛНР появились осетинские и абхазские добровольцы. На Кавказе за смерть родных отплачивают кровью. А украинские обыватели перед телевизором недоумённо восклицали: «А нас за шо?»
Грязные секреты соучастия Украины в агрессии против Абхазии и Южной Осетии когда-нибудь обязательно станут достоянием гласности. И тогда станут очевидны идеологические параллели между преступным нападением Тбилиси на Южную Осетию в 2008 году и преступным нападением Киева на Донбасс в 2014-м.
На фото. Обстрел Грузией пригородов Цхинвала, 2008 год