Едва вернувшись к власти в Белом доме, «глобалисты» немедленно принялись за пересмотр итогов четырехлетнего правления Дональда Трампа. Одной из первых точек на карте для этого стала Ливия, которую американцы во время президентства республиканца практически упустили, а их место заняли другие региональные игроки. Теперь США попросили их «на выход», но вот пойдут ли те указанным им направлением?
Показательно, что военная интервенция в Ливию была осуществлена в 2011 году именно при демократе Бараке Обаме. 10 лет спустя Демпартия вновь на коне и снова сует свой нос в эту несчастную североафриканскую страну, про которую США слегка подзабыли при президенте Трампе. Но теперь расклад сил там совсем иной.
Страна разделена на Запад, где в Триполи формально заседает Правительство национального согласия Фаиза Сараджа, и Восток, который представлен в Тобруке избранным Парламентом и подчиняющейся ему Ливийской национальной армией Халифы Хафтара. Усложняет ситуацию то, что каждая из сторон поддерживается множеством внешних игроков с противоположными интересами. За Триполи стоят Турция и Катар, а за фельдмаршалом Хафтаром — целая международная коалиция, куда входят ОАЭ, Египет, Саудовская Аравия, Франция и причисляемая к ним Россия. Москва занимает двойственную позицию: она признает ПНС Сараджа, но оказывает знаки внимания Халифе Хафтару, а на стороне ЛНА замечены наемники из так называемой «ЧВК Вагнера». При всем том, американцы в последние 4 года в этот конфликт не лезли, на удивление оставаясь от него в стороне. В связи с этим обращают на себя внимания слова временного поверенного США Ричард Миллс, произнесенные в ООН:
Если в Ливии задействованы столько стран, то почему Вашингтон акцентировал свое внимание именно на Турции и России, а после к ним причислили еще и Объединенные Арабские Эмираты?
Впрочем, догадаться нетрудно. Президент Эрдоган воспользовался открывшимся окном возможностей для того, чтобы войти и укрепиться в Ливии. Совместно с Катаром Турция пришла на помощь официальному Триполи, когда у стен столицы уже стояло воинство Халифы Хафтара. Переброшенные в Ливию турецкие войска и протурецкие боевики быстро разгромили ЛНА и погнали ее так, что только пыль столбом стояла. Останавливать их пришлось уже Египту, что был вынужден прочертить на песке «красную линию», после пересечения которой Каир введет на Восток страны свои войска. Несмотря на это, Анкара добилась очень многого: она пересмотрела карту богатого углеводородами морского шельфа в свою пользу и получила право разместить военную базу в Северной Африке.
Понятно, что все это очень не понравилось остальным участникам конфликта и соседям Турции по Восточному Средиземноморью. Вашингтон намерен попытаться вывести турок из игры, оставив на стороне ПНС только послушный Катар. Аналогично из числа спонсоров Халифы Хафтара США пытаются убрать Россию и чем-то им не угодившие ОАЭ. Тогда за ЛНА будут уже верный союзник по НАТО в лице Франции, Саудовская Аравия и Египет, отношения с которым Демпартия теперь попытается выстроить заново. Логика действий ясна: исключить из уравнения самые неуправляемые силы в лице Анкары и Москвы, а потом взять Ливию под свой контроль через партнеров в Триполи и Тобруке.
Но вот получится ли? Турция получила слишком многое, чтобы добровольно от своего отказаться. Определенные геополитические амбиции на Ближнем Востоке и в Северной Африке есть и у Кремля. Вашингтон вынужден просить их удалиться, но что, если они откажутся?
А ничего. Американцы оказались в Ливии в таком положении, что единственное, что им остается, – это вести дипломатические беседы с Москвой и Анкарой. Применить военную силу против российских наёмников и уже тем более турецких военнослужащих Вашингтон не решится. Белый дом может избрать путь санкционного давления, чем еще больше испортит и так нестабильные отношения с турками. Что касается Москвы, то ей, что называется, не привыкать: антироссийские санкции будут усилены вне зависимости от внешней политики Кремля.