Киев заручился поддержкой Вашингтона в формировании в Черноморском регионе тройственного военного альянса, в который помимо Украины войдут Грузия и Молдавия (УГМ). Об этом 2 февраля заявил глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба после разговора с госсекретарем США Тони Блинкеном. Союз трех стран опасен интересам РФ, главными его спонсорами помимо США могут оказаться Турция, Великобритания и отчасти Румыния, которые готовы укрепить альянс различными вооружениями и спровоцировать военные действия против РФ в Черноморском регионе.
«Во время нашего первого звонка сегодня секретарь Блинкен и я подтвердили важность стратегического партнерства Украины и США. Договорились поднять уровень амбиций и начать новую эру в наших отношениях», – отметил Кулеба.
Он подчеркнул: «Что касается идеи о тройном союзе в Черноморском регионе, я сегодня сказал госсекретарю, что США могут рассчитывать на Украину как надежного партнера именно в Черноморском регионе и Центральной Европе… это те места, где мы можем делать реальный вклад. Украина, Грузия и Молдова уже активно двигаются в этом направлении». Представитель Госдепартамента США Нед Прайс рассказал, что стороны обсудили и дипломатическое решение вопроса Крыма, и ситуацию на востоке Украины. Блинкен «пообещал продолжать активную экономическую и военную помощь Украине», а также другим постсоветским странам, «испытывающим агрессию со стороны РФ».
Пока Киев, Кишинев и Тбилиси не оформили официально новые союзнические отношения в каком-либо документе, но его появления после анонса главы украинского МИДа можно ожидать в ближайшее время.
«При поддержке американцев лет 15–20 назад уже формировался на постсоветском пространстве похожий союз – ГУУАМ – в составе Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Формирование тройственного союза в нынешних условиях имеет особенности, главная из которых в более масштабном стремлении США и НАТО усилить недовольство врагов РФ и организовать скоординированное противодействие Москве», – заявил «НГ» член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков.
Родюков обращает внимание на то, что помогать альянсу УГМ вместе с США будут Турция, Великобритания и Румыния. Их основные усилия, помимо военной помощи Грузии и Молдавии, будут направлены на укрепление украинской военной группировки в Донбассе, восстановление и повышение боевой мощи Вооруженных сил Украины, и в особенности ее Военно-морских сил (ВМС).
Новый президент Молдавии Майя Санду в предвыборных речах поднимала вопрос вывода из Приднестровья российских военных. А генсек альянса Йенс Столтенберг, поздравляя Санду с избранием, заявил, что «НАТО по-прежнему привержено расширению нашего сотрудничества и помощи в модернизации институтов обороны и безопасности Молдавии». На своей первой после вступления в должность встрече с главой Украины Владимиром Зеленским Санду согласовала вопрос о совместном контроле за российскими военнослужащими, которые прибывают в Приднестровье (ПМР) через украинскую территорию. В молдавско-украинских проектах значится ликвидация российской группировки в ПМР и замена ее гражданскими наблюдателями из стран, входящих в ОБСЕ и НАТО. Есть в программе молдавско-украинского сотрудничества немало энергетических и транспортных проектов, которые явно невыгодны России, считает Родюков.
При этом у Грузии и Украины в последние годы сформировались значительные военные и экономические связи. В 2020 году был подписан план совместного военного сотрудничества. Армии двух стран участвуют и будут участвовать во многих многонациональных учениях в акватории Черного моря. И как заявил недавно Йенс Столтенберг, такие маневры в перспективе будут только наращиваться. На саммите глав МИДов стран НАТО в декабре 2020 года он заявил, что Грузия и Украина являются ценными партнерами НАТО. «Они вносят важный вклад в наши миссии. Сегодня мы вновь заявили о нашей поддержке суверенитета и территориальной целостности Грузии и Украины. Мы обсудили их программы реформ, и мы активизируем нашу практическую поддержку», – сказал генсек НАТО Североатлантического альянса.
«У Грузии нет своего военно-морского флота, в сложном положении военная авиация, но там есть хорошая военная инфраструктура. И Грузия, и Украина предоставляют свою территорию для пролета американских самолетов-разведчиков, следящих за Россией и ее военными объектами», – заявил военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который был заместителем командующего российской группировкой в Закавказье. Он обратил внимание на то, что следующим шагом при сближении Украины и Грузии с НАТО и США станет, возможно, предоставление бывшими советскими республиками военных аэродромов для базирования военных самолетов альянса. Эксперт напомнил, что недавно занимающий на Украине должность главы исполкома Национального совета реформ экс-президент Грузии Михаил Саакашвили уже предлагал США разместить американские самолеты не на авиабазе в Турции, у которой с Пентагоном есть проблемы, а на грузинских военных аэродромах Сенаки и Вазиани. Ранее сообщалось, что при поддержке Великобритании идет подготовка украинского морского спецназа и строительство военно-морских баз на берегу Черного и Азовского морей. Турция же укрепит боевой потенциал Украины за счет совместных оборонно-промышленных проектов, связанных с поставками для ВМС страны боевых кораблей, ракетного вооружения, а также новейших модификаций беспилотных летательных аппаратов Bayraktar («Байрактар»).
Судя по публикациям СМИ, в 2021 году для ВМС Украины будут поставлены новейшие БПЛА Bayraktar TB-2S. Как на днях сообщил командующий ВМС Украины контр-адмирал Алексей Неижпапа, эти БПЛА «будут действовать в интересах Военно-морских сил как на суше, так и на море». «Он угрожал России тем, что с помощью оперативно-тактических ракет «Нептун» может уничтожить главную военно-морскую базу Черноморского флота в Севастополе, – напоминает Неткачев. – Теперь не прочь это сделать в будущем с помощью турецких БПЛА». Эксперт считает, что новые турецкие Bayraktar TB-2S могут представлять серьезную угрозу не только сухопутным подразделениям, но и кораблям ЧФ, особенно катерам с крылатыми ракетами «Калибр», которые имеют в своем арсенале ограниченные средства ПВО. «У Bayraktar TB-2S потолок применения – до 9 км. На такой высоте переносные зенитные ракетные комплексы их не достанут. БПЛА могут управляться из космоса и применять корректируемые боеприпасы и ракеты, не входя в зону ПВО своего противника. В связи с этим российскому командованию надо найти эффективные средства защиты, чтобы противодействовать подобным угрозам», – отметил Неткачев.
Владимир Мухин