Военное дело

Провал Пентагона: истребители пятого поколения не оправдали надежд ВМС США

Самолет F/A-18E/F Super Hornet

В Пентагоне, как и на площадках некоторых американских СМИ, активно обсуждается серьезное сокращение программы выпуска палубных самолетов F/A-18E/F Super Hornet. По мнению специалистов, они являются «ключевым ударным элементом, а также важной частью противовоздушной обороны ВМС».

Считается, что Super Hornet будет оставаться на вооружении флота в течение всего периода наращивания парка новых истребителей F-35C Lightning II, пока последние не достигнут численности, достаточной для решения стоящих перед флотом задач.

Скорость поступления новых истребителей F-35C Lightning II, как отмечают иностранные СМИ, отстает от темпов выработки ресурсов имеющегося парка Super Hornet. Это приводит к постепенному снижению боеспособности авиационных подразделений флота, где данные самолеты составляют основу боевой авиации. И вот на этом фоне в США принято решение о сокращении выпуска Super Hornet на целых три эскадрильи.

Американский истребитель пятого поколения F-35

Не секрет, что внешняя политика США зиждется на мощи вооруженных сил, в частности флота, и поддержание боеготовности является главной задачей военного командования. Однако именно здесь специалисты видят некий провал: ресурс имеющихся в ВМС США самолетов Super Hornet, как оказалось, в последние 15 лет был практически полностью израсходован. Причем новые Lightning II еще многие годы не достигнут необходимой операционной готовности.

Если Super Hornet способны применять все виды авиационного вооружения, имеющегося в ВМС, то для F-35C более половины средств поражения пока не доступны.

Сертификация нового истребителя под имеющееся оружие будет продолжаться еще многие годы, и все это время только F-18 способны вести боевые действия в полном формате. И было бы неплохо пополнять флот хотя бы машинами старого образца, но их выпуск, увы, сокращен.

Истребители ВВС США на палубе авианосца

Кроме того, как сообщают информированные источники, интеграция новых самолетов в облик имеющихся авианосцев будет замедлена в связи с необходимостью модернизации последних под использование Lightning II. Работы по данному направлению планируется проводить на судоремонтных базах, и их сроки в настоящее время фактически не определены. Ранее установленный график переоборудования кораблей был нарушен в результате влияния пандемии коронавирусной инфекции.

В условиях нарастания мощи военно-морских флотов России и Китая американские аналитики выражают искреннее недоумение относительно принятого решения о сокращении выпуска наиболее «свежей» версии Block III палубного истребителя-штурмовика F/A-18E/F Super Hornet. В частности, у него на 40% увеличен ресурс как по планеру, так и по основным агрегатам, что в значительной степени повышает боевой потенциал этих самолетов.

Проговаривается возможность создания авиакрыльев разнородного состава, куда входили бы самолеты обоих типов, что может позволить командиру авиационного соединения оптимизировать применение самолетов под различные задачи — ударные, разведывательные, воздушного боя.

Отмечается, что стоимость эксплуатации самолетов типа Lightning II значительно превышает таковую у Super Hornet. Это естественно налагает некоторые ограничения, что особенно сильно может ощущаться авиакрылом, выполняющим задачи с борта авианосца, где ресурсы априори ограничены.

Авианосец USS Harry S. TrumanОднако, если шире посмотреть на тему «новых» и «старых» истребителей, мы обнаруживаем аналогичные проблемы и в «сухопутной» авиации. Самолеты пятого поколения F-22 Raptor и F-35A Lightning II так и не смогли до настоящего времени стать основой боевой авиации, уступая пальму первенства старым истребителям F-15E Strike Eagle.

Вот именно вокруг «бывалых» машин фактически и строится реальная боеспособность американских военно-воздушных сил. Из-за понимания и принятия этого факта в США продолжаются работы по модернизации «старых» самолетов, в том числе путем их фактического выпуска в новом облике.

Истребитель F-15E

Так, ВВС США недавно отчитались о выполнении первого полета «новым старым» истребителем F-15EX компании Boeing. Второго февраля он поднялся в небо над международным аэропортом Ламберт в Сент-Луисе, штат Миссури. Сообщается, что полет длился полтора часа, во время которого летчик-испытатель Мэтт Гиз выполнил на истребителе все запланированные операции.

Ожидается, что контракт на производство 144 самолетов данного типа продлится до 2025 финансового года и, возможно, будет расширен до 200 единиц военной техники. Первые две воздушные машины планируется передать на авиабазу Эглин уже в марте 2021 года.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать неутешительный для ВВС США вывод: не все то золото, что блестит — к пониманию этого привела игра в дорогостоящие игрушки, каковыми стали истребители пятого поколения.

Неудивительно, что выпуск F-22 в свое время быстро прекратился, — когда стало ясно, насколько обременительна в финансовом смысле его эксплуатация. Вероятно, такое же решение примут в будущем и в отношении F-35. Как говорится, поживем — увидим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *