Новые амбиции: что стоит за визитом Макрона в Саудовскую Аравию

Франция хочет заменить США в Персидском заливе

Президент Франции Эммануэль Макрон планирует посетить Саудовскую Аравию в середине февраля. Накануне визита он сделал ряд заявлений, после которых французского лидера начали обвинять в «имперских амбициях» в Персидском Заливе.

Международная редакция ФАН проанализировала все факты и мнения о намечающемся мероприятии французского лидера, и попыталась понять, что за этим стоит.

Информацию о грядущем визите Макрона в Саудовскую Аравию распространили источники в дипломатических кругах. По их словам, президент Франции отправится в Эр-Рияд для обсуждения иранской ядерной программы, а также ситуации в Ливане.

В преддверии поездки французский лидер уже выступил с заявлением, которое возмутило Тегеран.

«Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что любые новые переговоры по иранской ядерной сделке будут очень жесткими и должны включать Саудовскую Аравию», — подводит итог интервью президента Франции RT Arabic.

Французский лидер намекал на расширение состава стран-участников Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который ограничивает иранскую ядерную программу. Помимо Ирана на подписании документа присутствовали представители шести стран: Россия, Китай, США, Великобритания, Франция и Германия.

«Мы призываем президента Франции прекратить выступать с поспешными и непродуманными заявлениями», — прокомментировал официальный представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде последние заявления Макрона.

Пресс-секретарь иранского МИД не стал уточнять, на что намекал, обвиняя Макрона в «поспешных и непродуманных» заявлениях.

О чем спор

Франция хочет заменить США в Персидском заливе

В последнее время ядерная программа Ирана почти вытеснила остальные темы ближневосточной повестки на Западе. Это произошло после того, как в начале января 2021 года Тегеран заявил о намерениях создать ядерное оружие.

Западные страны потребовали от Ирана соблюдать ограничения, предусмотренные Совместным всеобъемлющим планом действий, ограничивающим работы в этом направлении. Иранские власти отвечали тем, что согласились на эти ограничения на условиях снятия американских санкций.

Еще в октябре 2017 года тогдашний американский президент Дональд Трамп заявил об отказе от поддержки СВПД, а уже на следующий год Вашингтон вышел из договора в одностороннем порядке. Это решение подверглось критике со стороны России и Евросоюза. В свою очередь иранские власти начали требовать от Белого дома снова присоединиться к договору. Но власти США отказывался от этого.

С приходом Джо Байдена на пост президента Соединенных Штатов появились первые намеки на снижение градуса политической напряженности. В числе прочего Пентагон отозвал из Персидского залива авианосец USS Nimitz, вызывавший возмущение со стороны Ирана.

Роберт Мэлли

Государственный департамент начал нанимать команду для переговоров с Тегераном. Ее возглавил Роберт Мэлли, который был основным парламентером Соединенных Штатов во времена первого диалога по СВПД в 2015 году. Теперь он может снова договориться с Ираном.

«Решение Ирана начать обогащение на уровне 20% усложнит атмосферу, но не изменит фундаментальной основы», — заявил он в одном из интервью еще до своего назначения на пост.

От назначения Роберта Мэлли можно ждать возврата Соединенных Штатов в Совместный всеобъемлющий план действий. Мэлли отмечает, что у Тегерана и Вашингтона есть стимулы «завершить процесс соблюдения требований», в результате которого США снимут санкции, а Иран прекратит работу над производством ядерного оружия.

Планы Макрона на лидерство

Эммануэль Макрон

Французский президент претендует на роль лидера Европы. С такими обвинениями газета Die Tageszeitung обрушилась на Эммануэля Макрона накануне. Ближневосточная поездка Макрона может говорить о его планах на лидерство также на Ближнем Востоке.

«Израиль будет работать над тем, чтобы отговорить США начать переговоры с Ираном. Они означают, что Вашингтон присоединится к иранской ядерной сделке 2015 года и снимет санкции в качестве жеста в обмен на соблюдение Ираном соглашения», — заявляют в израильском правительстве.

Выход Соединенных Штатов из СВПД в 2015 году был на руку правительствам Израиля и Саудовской Аравии одновременно. Это говорило о том, что Белый дом назначил Тегеран одним из главных врагов в ближневосточном регионе.

Нынешний возврат Вашингтона к диалогу сменил приоритеты американских властей. Эр-Рияд и Тель-Авив потеряли сильнейшего союзника, который помогал в продвижении их интересов в ближневосточном регионе. Спешная поездка Макрона в Саудовскую Аравию говорит о его желании занять вакантное место лоббиста этих интересов.

В Саудовской Аравии президент Франции встретится с королем Салманом бин Абдул Азизом и наследным принцем Мухаммадом бин Салманом. Они обсудят иранскую ядерную программу, а также ситуацию в Ливане и Йемене.

«Саудовская сторона проинформирует своего французского коллегу о ситуации в Йемене, опираясь на разведданные, подтверждающие иранское вмешательство», — говорят дипломатические источники.

Одним из первых шагов Джо Байдена на посту президента США стало исключение из списка террористических организаций йеменской группировки шиитов «Ансар Аллах», с которой саудиты воюют в Йемене. Это вызвало недовольство Эр-Рияда. И похоже Саудовская Аравия надеется на то, что Франция будет лоббировать и эти ее интересы.

Как все может закончиться

Эр-Рияд

Покушение Парижа на лидерство на Ближнем Востоке может закончиться провалом. Иран является мощным лидером. Нынешняя готовность Вашингтона к диалогу с Тегераном показала правильность стратегии иранских властей. Макрон в этом диалоге предлагает себя лишь как посредника.

«Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать любую инициативу со стороны США, чтобы возобновить диалог. Я готов выступить как честный и преданный посредник в этом диалоге», — заявил президент Франции.

Соединенные Штаты уже назначили на роль переговорщика Роберта Мэлли, у которого есть большой опыт ведения диалога с Тегераном. Макрон здесь лишнее промежуточное звено.

Тем более что президент Франции уже показал свою нечестность, публично лоббируя интересы Саудовской Аравии.

Иран категорически против увеличения количества участников СВПД. Вашингтону важно договориться с Тегераном, поэтому Белый дом дистанцировался от интересов Эр-Рияда.

Париж в то же время сделал неверный шаг, выступив о жесткой позиции в отношениях с Тегераном. На это и намекал Саид Хатибзаде, когда предлагал Макрону «прекратить выступать с поспешными и непродуманными заявлениями».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *