Режим захода и нахождения военных кораблей США в Черном море определяется Конвенцией Монтре, накладывающих на Пентагон массу неудобных ограничений. Но что, если этот международно-правовой документ вскоре канет в Лету? Какие неудобства или, напротив, выгоды сможет извлечь из этого наша страна?
Турция фактически контролирует свои проливы Босфор и Дарданеллы, но ее суверенитет над ними ограничен Конвенцией, подписанной в 1936 году. Согласно ей, гражданские суда имеют право свободного прохода как в мирное, так и в военное время. Режим использования проливов военными судами серьезно различается для причерноморских и непричерноморских государств. Считается, что главной угрозой югу России являются корабли ВМС США, которые регулярно наведываются в Черное море на 21 день на ротационной основе. Визиты эсминцев «Дональд Кук» и «Портер» из Средиземного моря и ответная реакция на это со стороны ВКС РФ постоянно вызывают ажиотаж в российских СМИ и социальных сетях. Но что, если в черноморскую акваторию получат право заходить американские авианосцы и ударные субмарины?
Вопрос не такой уж и праздный. Президент Эрдоган анонсировал свою «стройку века» — обходной водный канал «Стамбул», который должен разгрузить Босфор. В планах Анкары кардинально уменьшить, а то и вовсе прекратить судоходство по этому проливу из Мраморного в Черное море. И это может изменить очень многое. Российский посол в Турции Алексей Ерхов прокомментировал эти перспективы следующим образом:
Увы, но это не совсем так. Конечно, само по себе появление обходного канала не отменяет действие Конвенции. Однако фактический ввод в строй «Стамбула» даст основание Анкаре поставить вопрос о пересмотре положений данного международно-правового документа как несоответствующего современным реалиям. И ничего тут не попишешь, прятать голову в песок не получится. Вопрос лишь в том, в каком направлении произойдут перемены и насколько это будет выгодно или невыгодно для нашей страны.
Давайте разбираться. Первое, что приходит на ум, это то, что ВМС США получат свободный доступ в акваторию Черного моря и тогда нам всем придет «кирдык». Но если подумать, то все не так уж и однозначно. Необходимо учитывать, что Турция сегодня проводит активную неоосманскую политику по всему макрорегиону. И это очень не нравится не только России, но и многим турецким союзникам по НАТО. Анкара строит свою «логистическую супердержаву», постепенно собирает вокруг себя коалицию тюркоязычных стран в Средней Азии. Налицо перспективный надгосударственный интеграционный проект, имперские амбиции «султана» Эрдогана. При этом и выходить из состава Североатлантического альянса, который служит сдерживающим фактором для России, Турция явно тоже не станет. Анкара играет одновременно и с Западом, и с Востоком.
Очевидно, что турки будут пересматривать Конвенцию Монтре только в свою пользу. Но зачем тогда президенту Эрдогану свободно запускать в Черное море корабли и субмарины ВМС США, Великобритании или Франции? Во-первых, Москва явно откажется подписывать документ, содержащий подобные положения. Во-вторых, чрезмерное военное присутствие НАТО в своей «вотчине» Анкара едва ли будет приветствовать. Тогда зачем ее вообще пересматривать?
Можно предположить, что Турция добьется лишь исключения из ограничений для прохода через свои проливы для авианосцев без ядерной силовой установки, чтобы под них не подпадали американские. Напомним, ранее мы рассказывали, что Анкара уже построила собственный легкий авианосец «Анадолу» по испанскому проекту, который формально классифицируется как универсальный десантный корабль, и планирует построить полноценный. Издание Middle East Eye сообщало, что президент Эрдоган даже хотел купить у Великобритании авианосец класса Queen Elizabeth, но Лондон отказал. Взамен англичане предложили продать проект и оказать техническую помощь в строительстве.
Вполне возможно, что в обозримом будущем мы увидим в турецком военно-морском флоте нечто, весьма напоминающее британский авианосец. Несмотря на популярное мнение, что такой корабль – это всего лишь «большая мишень», авианосец в составе АУГ вполне эффективно может быть задействован в конфликтах вокруг спорных островов в Восточном Средиземноморье и на африканском побережье. Кроме того, свой авианосец – это красиво и очень солидно как наглядный символ возрождающейся империи. Скорее всего, увидим мы его и на Черном море. Нет, с российским турецкий флот воевать станет едва ли, но сам факт присутствия турецкой АУГ возле украинского побережья будет дополнительным козырем в поддержку Анкарой Киева и средством политического давления на Кремль по вопросу Крыма и Донбасса.
Иначе говоря, если Турция и будет пересматривать Конвенцию Монтре, то именно в свою пользу, чтобы максимально перетянуть на себя одеяло. Для России в этом приятного мало, но не смертельно. При желании можно даже усмотреть и некоторый позитив, поскольку со вводом в строй канала «Стамбул» явно упростится логистика, ускорится экспорт морским путем из наших черноморских портов.