Перспективу этого вопроса «Журналистская правда» обсудила с руководителем Центра японских исследований Валерием Кистановым.
«Переговоры с нашей стороны, ведутся не по островам, а по мирному договору. В соответствии с договоренностью, которая была достигнута в 2018 году с предыдущем премьер-министром Абэ и президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, мы готовы ускорить переговоры по мирному договору на основе декларации 1956 года (советско-японская).
В ней гласит, что два меньших острова Шикотан и Хабомаи будут переданы Японии только после подписания мирного договора. Никаких переговорах о территориях мы не видим. Но это противоречит японской позиции, которая ввязывает возмещение мирного договора, решением территориальных проблем. То есть получения обратно северных территорий.
В Российской Конституции были внесены поправки. Одна из которых гласит, что отчуждение российских территорий недопустимо. Призывы и действия, направленные на это, недопустимы. Также был принят закон, который определяет эти действия как уголовно наказуемые деяния. В конце прошлого года в Японии сменился премьер-министр. Сейчас нужно снова как-то мирно определяться в отношении территориальных вопросов. В связи с этим сейчас всплыла эта проблема.
В Японии 7 февраля был проведен очередной День Северных территорий. Японский митинг, на котором опять звучали призывы граждан возвращения северных территорий. Была озвучена принципиальная японская позиция («Япония будет добиваться всех четырех островов»). Более того, в резолюции была внесена фраза о незаконной оккупации северных территорий в течении 75 лет. Это говорит о ужесточении японской политики.
В 2016 году Абэ и Владимир Владимирович встречались в Японии. Тогда как раз-таки и было принято решение о совместной хозяйственной деятельности в Южных Курильских островах. В ходе длительных переговоров выдвигалось много проектов. Сейчас мы остановились на пяти сферах, где это сотрудничество может осуществляться: разведение и добыча море продуктов, ветровая энергия (энергетика), сбор и переработка мусора, выращивание овощей и фруктов в теплицах и туризм.
Остается лишь один вопрос. На основе какого законодательства вести эту деятельность?
Японцы требуют, чтобы эта деятельность не осуществлялась на основе российских законов. Это будет означать признание суверенитета России над островами, что непосредственно противоречит позиции Японии. Они «готовы» пойти на уступки и согласится с тем, что эта деятельность будет осуществляться не на основе японских законов.
Был предложен «третий особый режим». Но если Россия этот режим примет, то это будет обозначать создание какой-то «территориальной зоны» на наших островах, что для нас неприемлемо. В этом вся загвоздка.
Потихоньку там развиваются все эти сферы. В частности, на этих островах будет строиться мусоросжигательный завод. На этот счет в январе были проведены торги. Выиграла Российская компания из Ярославля. Это может оказать какое-то влияние на совместное развитие этих Курил, в том числе и сфере строительства мусоросжигательных предприятий.
Пока что дело не двигается с места. Думаю, в ближайшем будущем вряд ли что-то измениться, так как это очень серьезный и принципиальный вопрос: на основе чьих законов проводить эту хозяйственную деятельность.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).