Около половины российских компаний (44%) собираются поднять цены на 8-10% на товары и услуги. Об этом говорится в исследовании Центра стратегических разработок.
Кроме того, 43% компаний планируют расширяться за счет внутреннего рынка в России. Треть компаний собираются выбрать стратегию, которая предполагает развитие бизнеса за счет естественного роста. У каждой пятой компании в планах вывести на рынки новые товары и услуги.
Корреспондент «Актуальных комментариев» спросил бизнесмена Дмитрия Потапенко о том, как рост цен на товары и услуги скажется на потребителях.
— К сожалению, мы с вами находимся в экономических «ножницах». Мы — это в целом россияне, причем как компании, так и потребители товаров и услуг. Причина очень проста. Например, один из предпринимателей мне написал, что фрахт из Китая вырос в пять раз. Что происходит на рынках: когда падает покупательная способность, то люди начинают меньше потреблять. И тут возникает самозатягивающаяся петля: чем меньше ты потребляешь, тем больше растут издержки на единицу товара или услуги. Говоря о том, что компании планируют повышать цены, они не то, чтобы планируют, у них, мягко говоря, нет вариантов. Даже если они не захотят поднимать, то можно только уходить с рынка, что, кстати, и будет происходить.
Не надо тешить себя иллюзиями, что пострадают только некие мифологические потребители, компании тоже пострадают. Единовременно будут расти цены, и сокращаться ассортимент. Люди не смогут покупать, а компании просто будут вымирать и умирать. Почему это самозатягивающаяся петля? Потому что в этих же компаниях тоже работают люди, то есть это будет приводить к росту безработицы. Фундаментально вопрос заключается в том, что, к сожалению, та сырьевая колония, какой мы являемся, так и не дала ответа на вопрос, что мы, как товар в международном разделении труда. Мы заложники фундаментальных вопросов при том, что мировая экономика очень сильно поменялась. Экономика перешла в мобилизационное состояние и мобилизационную модель потребления. Сейчас эти два фактора — тектонические пласты, поэтому и покупать будем меньше, и ассортимент будет меньше, и безработица будет расти. А в нашей стране безработица осознано скрывается, и она не коррелируется с реальной безработицей. Я неоднократно отмечал, что в России есть безработица, которую надо называть структурной, потому что с одной стороны, у нас есть большое количество вакансий, а с другой стороны, люди не могут устроиться на работу. Связано это с тем, что предложение на рынке труда относится к крайне примитивной экономике, а люди выше по уровню потребления и квалификации.
Мы находимся вообще в состоянии перманентного кризиса. Фраза «не жили богато, нечего и начинать», — это про нас, но только с изменением «не жили стабильно, и мы не начнем жить стабильно». Будет ли какой-то экономический передел? Я считаю, что 2021-2022 годы — это время экономико-политических изменений, потому что у нас, к сожалению, все сваливают именно в политику, а я всегда говорил, что правовестником всего является экономика, а политика во всех этих историях очень вторична.