Юрий Власов: спортсмен, писатель, политик

Юрий Власов: спортсмен, писатель, политик
Сегодня страна прощается с Юрием Власовым – Спортсменом и Гражданином
Валерий Бурт
16.02.2021

В советское время спорт был богат личностями, людьми, которых любила вся большая страна. За то, что те умели здорово прыгать, играть, забивать, танцевать, поднимать тяжести. За то, что они были добрые, умные, красивые. В их числе– штангист Юрий Власов. Его называли «Самый сильный человек планеты»…

Он нес алый стяг Советского Союза на двух Олимпийских играх. Знаменосцами назначали только самых титулованных, известных. Юрий Власов был олимпийским чемпионом, победителем первенств мира и Европы. Он установил больше тридцати мировых рекордов. Это – в тяжелой атлетике. И множество – в жизни.

Не горы мышц тупых,
а сила духа…

Взлетала штанга высоко,
как хлопья пуха.

И зал уже рукоплескал,
помост лишь ухнул.

Рекорд побит. Нет, не побит – 
он просто рухнул…

Борис Виленский

Юрий Власов был кумиром миллионов. При этом совершенно не походил на спортсмена. Большой, кряжистый, и в очках с толстой оправой. Из-за стекол – испытующий взгляд. Скорее, философ, мыслитель – он им и оказался, только позже, когда выпустил из рук гриф штанги и взялся за перо.

Впрочем, не совсем так. Когда Юрий Власов был штангистом, то творил украдкой, после тренировок, ночью.

Он был странным спортсменом. Перед выходом на помост нашептывал стихи. Когда давал интервью, говорил не только о спорте, но и о музыке, живописи, литературе. С русского легко переходил на английский, французский.

Проходил через длинный людской коридор. Нагибался, железными руками хватал штангу, вздымал вверх. На него обрушивались овации, восторженные крики, но Юрий Власов не прыгал от восторга, а сдержанно улыбался.

«Меня включали в правительственные делегации: то мы летели к Фиделю Кастро, то к де Голлю… – вспоминал он. – Меня любил Хрущев, часто приглашал в Кремль…»

2.jpg

Юрий Власов был эталоном силы и духа – упорным, непреклонным. И – несгибаемым: «Все складывалось у меня по-разному в разные годы. Сказать, что мое здоровье всегда было блестящим, нельзя, я перенес три страшные операции: опухоль на руке от удара штангой и две операции на позвоночнике, когда уже и родных предупредили, что я вряд ли выживу. Но и мой спорт был не любительский, это была не забава, это был поединок со смертью. После операции я не умер только благодаря спорту, я был очень силен духом, спорт воспитал волю.

Я смог подняться и снова вернулся к железу… Но никогда спорт не был целью и единственным смыслом. Он всегда был тем подспорьем, что вел меня к решению других, более важных, на мой взгляд, задач».

Юрий Власов говорил, что ушел из спорта рекордов и чемпионатов, далеко не выбрав свою силу. Мышцы оставались крепкие и налитые. Но в голове было полно идей, и он решил – пора, мой друг, пора….

Юрий Власов был вправе считать себя не только заслуженным мастером спорта, но и заслуженным мастером литературы. Он написал больше двух десятков книг– исторических и публицистических.

Самая важная «Особый район Китая» – дневники отца, кадрового разведчика Петра Власова Он работал за границей под фамилией Владимиров – был военным корреспондентом.

Автора вызывал к себе в кабинет глава КГБ Юрий Андропов и уточнял детали. Они буравили друг друга глазами – самый сильный человек в стране и самый таинственный…

Из книги «Справедливость силы»: «Часто спрашивают: «Что легче – писать или поднимать тяжести?» Вопрос нелепый. Как писать, каков уровень твоего письма, твое отношение к этому письму… И опять-таки, как поднимать «железо»… Американский публицист Рэд Смит говорил: «Писать легко. Смотришь себе на каретку машинки, пока на лбу не выступят крошечные капельки крови…»».

Юрий Власов поверил в перестройку: «Чтобы мы, наконец, стали жить, не завидуя Западу, чтобы у наших людей тоже все было на мировом уровне – и жилища, и машины, и бытовая техника, и свобода слова, чтобы мы искренне, даже в кухонных разговорах, могли гордиться своей страной…»

Но свежий ветер быстро стих. Иллюзии растворились в душном, предгрозовом воздухе. Солнце надежды крылось за тучами. Быстро темнело…

В марте 1992 года, в разгар «шоковой терапии» – под этими красивыми словами скрывалось небывалое всенародное ограбление – Юрий Власов опубликовал статью «Сумерки демократии».

В статье он выразил свою точку зрения на происходящие события, а именно: «Реформы необходимо проводить с такой глубиной, размахом и темпом, чтобы не сломать хребет народа, чтобы не довести его до физического вырождения, подрыва основ государства».

«Разве допустимо гнать реформы в таком темпе и с таким замахом? – поражался Юрий Власов. – Разве не очевидно – народу они в надрыв? Вы цинично эксплуатируете безмерную усталость и надорванность народа. Его молчание вы принимаете за одобрение своей политики».

Его сильное сердце терзала тревога.Он критиковал политику президента России Ельцина, писал, что «реформы идут, что называется, колом по ряду причин, среди которых, несомненно, присутствует и высокомерие, свойственное невежеству. Им как бы клеймены российские власти. С высокомерием рука об руку вышагивает и некомпетентность или, как об этом писали в совсем недавнем прошлом, – «профнепригодность». Просматривается и саботаж (дабы разъярить народ, что на руку определенным силам, мечтающим о перевороте). и уж вовсю, простите за грубое выражение, прет пренебрежение народом, презрение к нему: эта рабочая масса и не такое вынесет, помучается, понесет потери – ну, так не без того…»

И дальше: страстно, горячо и – исключительно прозорливо: «Коррупция поразила новую систему, да с силой, о которой старые властители лишь смеют завистливо вздыхать. Эта новая власть замарана ею едва ли не до самых верхов – страна толкует об этом в открытую. Взятки, корыстное использование служебного положения, обман… и всему этому придается окраска некоей законности, якобы без всего этого сейчас нельзя, и вообще это особенность России….»

Каким же мудрым оказался Юрий Петрович! Все предсказал, обо всем предостерег: «Таким образом, коррупция ложится уже в основу государственного правления, грозя превратить государство в типично мафиозное, связанное лихоимством, неправым делом, обманом, взятками. Заявления о борьбе с коррупцией ничего не стоят (да и нет такого прямого закона), это лишь бравада, болтовня. Все, кто способен, присваивают. Происходят ограбление народа и одновременно растление его от имени государственной власти…»

Он с горечью вопрошал: «О каком единстве демократии здесь толковать? Разве оно возможно на платформе хищничества и коррупции? Демократию разложили ее же лидеры – это уже факт исторический. Разложили – и швырнули под ноги, как тряпку… Страна превращается в общество без закона…»

Юрий Власов был народным депутатом СССР. Позже – депутатом Государственной думы России. Баллотировался на пост мэра Москвы. Участвовал в выборах и президента РФ.

В своей программе он выделял главные проблемы страны, которые необходимо решить: победить бедность, прекратить разграбление крупнейших предприятий из-за недобросовестной приватизации, остановить утечку умов…

Власов в конце.jpgИдеалист? Конечно! Потому и проиграл.

В одном из интервью Юрий Власов рассказывал, что, участвуя в выборах президента, он столкнулся с потоком лжи и клеветы: «Меня неоднократно приглашали в «Президент-Отель», где был выборный штаб Ельцина. Я мог сделать выбор. Или играть по их правилам, и тогда мне предлагали партию, деньги, высокий рейтинг, широкий доступ в СМИ. Или полная блокада в печати, ноль процентов на всех выборах, очень трудное будущее. И я этот выбор сделал. Тогда за две недели до голосования по стране пустили «Спецвыпуск» с некрологом, что я умер…».

Большая политика оказалась злой и циничной. Этот «вес» политический тяжелоатлет Юрий Власов взять не смог. Потому что надо было ловчить, обманывать, прикидываться. Этого он не умел и не хотел.

В 90-х годах Юрий Петрович ушел из политики. Вернее, демонстративно, глотая обиду, с гневом из нее выбежал. И уже не возвращался, как его ни уговаривали…

«Как не припомнить слова столь почитаемого мной Александра Ивановича Герцена – свет-Герцена: «Когда вся жизнь сойдет на самосохранение и на обдуманность… тогда прощай удвоенное биение сердца и все прекрасное и энергическое…»

Юрий Петрович Власов этого избежал.

Специально для «Столетия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *