Прошло два десятилетия с тех пор, как Владимир Путин фактически руководит Россией. Двадцать лет у власти – неплохой повод подвести определенные итоги правления российского президента. Германское издание Neues Deutschland анализирует недостатки внешней политики РФ в этот период.
Двадцать лет правления Путина характеризуются, в частности, ухудшением отношений с ЕС. Сотрудничество с Европой застопорилось не только из-за украинского кризиса и фундаментальных различий в политических ценностях. С точки зрения европейцев, основанием для этого сотрудничества было приближение России к европейским стандартам, но без включения России в ЕС. Надежды Москвы на то, что европейские элиты после окончания холодной войны и построят большую Европу с Россией, оказались нереалистичными. Ошибкой были и попытки России заигрывать с националистическими силами в странах Европы, бросающим вызов местным элитам.
После распада Советского Союза продолжается и застой в отношениях между Россией и Индией. В сочетании со значительным ослаблением отношений с ЕС это создает угрозу геополитическому балансу России в Евразии. Мирный договор с Японией, который мог окончательно решить территориальные проблемы, провалился. Путин пытался использовать «японский вопрос» в качестве источника для модернизации России и средства для достижения евразийского равновесия. Эта неудача еще больше усилит зависимость России от Китая.
Экономическая интеграция с рядом стран СНГ, активизированная Путиным в рамках Таможенного союза, безусловно, служит интересам России и ее партнеров. В то же время ЕАЭС – это ограниченный проект, не имеющий перспектив геополитического центра Евразии. Страны-партнеры слишком озабочены своим государственным суверенитетом. У ЕАЭС также нет возможности стать серьезным конкурентом или партнером других интеграционных объединений, будь-то ЕС или АСЕАН.
Путин неоднократно заверял, что Россия не допустит конфронтации с США. Но противостояние двух стран является свершившимся фактом. Сейчас есть аналогичные заверения в том, что Москва не пойдет на новую гонку вооружений с Вашингтоном. Но, учитывая инициированный Белым домом демонтаж системы контроля над вооружениями, нет никаких гарантий, что военно-технический баланс с США может поддерживаться без серьезных инвестиций в оборону. Конечно, не все зависит от Москвы, и у Вашингтона есть свои планы, которые могут измениться. Дело в другом. Россия, как менее мощная сила, обязана защищать свои интересы, чтобы избежать лобовых столкновений с соперником.
Серьезной ошибкой российской внешней политики с середины 1990-х годов была ее сильная фиксация на расширении НАТО на восток. Конечно, вступление стран Центральной и Восточной Европы в Альянс не укрепило безопасность России и не ослабило внешнеполитические позиции Москвы. В то же время попытки РФ противодействовать восточному движению западного блока, как правило, усугубляют негативные последствия этого расширения для России. А военно-политические шаги, предпринятые Москвой во время украинского кризиса, вдохнули новую жизнь в НАТО и способствовали тому, что РФ снова стали воспринимать как военного врага Запада. Возрождение этого образа спустя четверть века после окончания холодной войны является стратегическим поражением Кремля.