Новая Конституция Киргизии: вся власть в одних руках. И контроль хромает

Новая Конституция Киргизии: вся власть в одних руках. И контроль хромает

В Киргизии представили проект новой Конституции. Доработанный Конституционным совещанием текст Основного закона страны был опубликован 9 февраля на сайте парламента. В пресс-службе Жогорку Кенеша уточнили, что, «обсудив проект Конституции, инициированный депутатами Жогорку Кенеша и размещенный 17 ноября 2020 г. на официальном сайте парламента в целях общественного обсуждения, Конституционное совещание передало его вновь на рассмотрение инициаторам». Участвовать в обсуждении главного закона страны могут все киргизстанцы. 

Новый Основной закон предусматривает в стране президентскую форму правления, за которую на референдуме в январе проголосовало большинство электората. При этом Киргизия остается демократической, светской республикой, за русским языком закреплен статус официального.

Суперпрезидент

Основные изменения в предлагаемой редакции коснулись полномочий главы государства. Конституция предусматривает их значительное расширение. Стоит отметить, что по действующей Конституции президент отработает шесть лет и сможет избираться еще на пять по новой. Максимальный возрастной порог для избрания главой государства убрали.

В проекте Основного закона прописано: президент является главой государства и параллельно возглавляет исполнительную власть, избирается на 5 лет и не более двух сроков. Также он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (раньше за внешнюю политику отвечало правительство), определяет структуру и состав Кабинета министров, формирует свою администрацию, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает государственного секретаря.

Должность премьер-министра упраздняется, им фактически является сам президент, но появится должность председателя Кабинета министров, им становится глава аппарата президента. Глава государства может увольнять председателя кабмина и других чиновников исполнительной власти. 

Президент может назначить референдум по собственной инициативе, референдум также назначается по инициативе 300 тыс. избирателей или большинства депутатов. Президент вправе созвать внеочередные заседания Жогорку Кенеша, при этом сам указать вопросы для рассмотрения, инициировать законопроекты. Информировать (не отчитываться!) о своей деятельности глава государства будет депутатов один раз в год.

Президент может подписывать законопроекты или отклонять их, увольнять и назначать судей, председателя Счетной палаты, генерального прокурора (с согласия ЖК), послов. Он вносит кандидатуры на должности глав Национального банка и ЦИК.

В отставку президент сможет уйти по собственному желанию или по отрешению его от должности за нарушение законов и незаконное вмешательство в деятельность Жогорку Кенеша и судов по заключению специальной комиссии парламента, Генеральной прокуратуры и Конституционного суда. Импичмент должны поддержать не менее 60 из 90 депутатов.

Ослабшие ветви власти

А вот полномочия и функции парламента наоборот будут урезаны. Депутатов станет меньше: вместо 120 – 90, при этом в документе не указано, по какой системе они будут избираться. Возрастает возрастной ценз с 21 года до 25 лет, депутат также будет обязан прекратить свои полномочия в случае, если он отсутствовал на заседаниях ЖК в течении одной сессии 10 рабочих дней без уважительной причины (сейчас 30 дней). Парламент будет заслушивать ежегодную информацию от президента и ежегодный отчет Кабинета министров об исполнении республиканского бюджета. 

ЖК также будет избирать членов Центризбиркома: половину – по представлению президента, половину – по собственной инициативе (сегодня парламент избирает треть членов ЦИК по представлению парламентского большинства, треть – от парламентской оппозиции и треть – от президента).

Что касается правительства, центральный орган исполнительной власти предлагают назвать Кабинетом министров. Его председателем, как уже говорилось ранее, будет руководитель администрации президента. Персональную ответственность за результаты деятельности кабмина и исполнительной власти несет президент, но, если Жогорку Кенеш признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, глава государства может рассмотреть вопрос об ответственности членов кабинета. Председатель Кабинета министров несет ответственность перед президентом за деятельность кабмина. Глава государства вправе отправлять весь состав или отдельных членов кабинета в отставку. Отставка председателя Кабинета министров не влечет за собой отставку всего органа исполнительной власти. 

Изменения коснутся и судебной власти. Конституционную палату предлагается переименовать в Конституционный суд и сделать его отдельным органом, а Совет по отбору судей – в Совет по делам правосудия. Этот орган будет формироваться из числа судей, одну треть которых составят представители президента, Жогорку Кенеша, Народного курултая и юридической общественности. Ужесточаются и требования к судьям Верховного суда: они должны иметь стаж по юридической специальности минимум 15 лет, в том числе отработать судьей не менее пяти лет. 

«Иные государственные органы» предлагается назвать «органы государственной власти КР со специальным статусом». В эту категорию входят: Генеральная прокуратура, Национальный банк, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов, Счетная палата и Институт омбудсмена.

Гибрид или зицпредседатель Фунт?

Редакцию новой Конституции проанализировал экс-премьер-министр, бывший депутат, политический деятель и юрист Феликс Кулов. Эксперт отмечает множество недочетов и норм, которые могут привести к серьёзным проблемам.

«Сразу же хочу оговориться, что при любом анализе юридических норм не может и не должно возникать никаких ассоциаций с конкретными личностями и фамилиями. На прошедшем у нас референдуме избиратели большинством голосов поддержали президентскую форму правления. Но есть большая разница между терминами «хозяин» и «диктатор». К сожалению, вариант, разработанный Конституционным совещанием, не даёт никаких гарантий от скатывания к диктаторской системе правления. Поскольку речь идет сугубо о юридических нормах, важно иметь сбалансированную систему сдержек и противовесов. Однако такой системы в рассматриваемом проекте Конституции нет. В статье 89 проекта указано, что президент, который является главой государства и одновременно главой исполнительной ветви власти, несет персональную ответственность за результаты деятельности не только Кабинета министров, но и всей исполнительной ветви власти. Причем нигде не указано, как он будет нести эту самую персональную ответственность. Фактически и юридически за деятельность кабмина будет нести ответственность председатель кабмина, которого назначает и освобождает президент, – отмечает Ф. Кулов. – Причем ежегодно не президент, являющийся главой исполнительной власти, а председатель кабмина должен отчитываться перед парламентом за деятельность этой самой власти и, если что-то пойдёт не так, то президент его может быстро сместить. Почему-то на ум приходит персонаж из романа «Золотой телёнок» зицпредседатель Фунт, являвшийся номинальным руководителем, главная обязанность которого состояла только в том, чтобы отвечать перед законом и судом за работу руководимой им конторы и сидеть в тюрьме при разных правящих режимах вместо настоящих хозяев».

По мнению политика, совмещение двух высших должностей – это также крайне неудачное решение: «Председатель кабмина в роли руководителя администрации, помимо своих прямых полномочий, связанных непосредственно с деятельностью исполнительных органов власти, обязан будет также заниматься подготовкой для президента вопросов, касающихся обороны, национальной безопасности, внешней политики, межгосударственных отношений и т. д.».

Судьи тоже не должны зависеть от исполнительной власти, уверен Ф. Кулов. Волнует экс-премьера и то, что в новой Конституции нет даже намека на оппозицию. «Это нехорошо для нашего международного имиджа, и поэтому данное упущение желательно исправить. Подводя итог, можно сделать предварительный вывод, что проект Основного закона пока ещё сыроват и требует доработки, устранения шероховатостей, уточнения некоторых формулировок», – отметил он.

Раскритиковал новую версию Основного закона и государственный деятель, политик Эмиль Каптагаев. «Нельзя писать Конституцию по принципу «куда хочу, туда и верчу». Раз решили, что у нас будет глава правительства, то надо, чтобы он оставался главой правительства, а не превращался в некий совершенно непонятный гибрид. Почему мы заявляли, что необходимо перейти к президентскому правлению? Потому что был аргумент, что один человек должен взять на себя ответственность. Но от заявленного проекта ответственностью даже не пахнет. Как это можно понять? В проекте написано, что президент возглавляет исполнительную власть, но он не несет ответственности за её работу, результаты работы», – посетовал он.

Проект новой Конституции парламент рассмотрит 17 февраля, общественное обсуждение продлится до 9 марта. Сам референдум по принятию Основного закона страны назначен на 11 апреля вместе с выборами депутатов местных кенешей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *