В Армении подводят экономические итоги драматичного 2020 года

В Армении подводят экономические итоги драматичного 2020 года

В Армении начали подводить экономические итоги 2020 года, омрачённого не только пандемией COVID-19, но и войной в Карабахе, унесшей жизни нескольких тысяч военнослужащих, добровольцев, резервистов и гражданских лиц. Естественно, что все это не могло серьезно не отразиться на экономических, финансовых, социальных и иных показателях.

Согласно официальным источникам, экономическая активность снизилась в январе-декабре 2020 г. на 7,5% против роста на 7,8% в 2019 г. Показатель экономической активности незначительно отличается от валового внутреннего продукта (ВВП) – в него не включается сбор косвенных налогов (НДС и акциза), а также банковские услуги.  Ранее выступавшие драйверами роста отрасли в отчетном году оказались в спаде, и лишь аграрный сектор (1,4%) и энергетический комплекс (1,2%) смогли выйти на рост.

Спад экономической активности в 2020 г. происходил в основном в сфере услуг – 14,7% и торговом секторе – 14%, в меньшей степени в сфере строительства – на 9,5% и промышленном секторе – на 0,9%.

Некоторые наблюдатели утверждают, что уровень падения ВВП оказался высоким, но мог быть еще большим, если бы не свыше двух десятков инициированных правительством программ, сыгравших определённую позитивную роль. Сфера услуг и торговый сектор в стране во многом зависят от туризма, но из-за пандемии приток туристов сократился в пять раз (!), хотя в начале года прогнозировался рост турпотока на 12-14%. Аналогичная – и даже хуже – ситуация в соседней Грузии, но там туристическая отрасль является локомотивом экономки страны.

И если падению в торговом секторе и сфере услуг есть вполне рациональное объяснение, то со сферой строительства куда сложнее. Жёсткие карантинные меры обошли её стороной, и предполагалось, что здесь будет если не прорыв, то по крайней мере она выйдет из сложившейся ситуации на позитиве. Но реалии оказались иными, и основных причин тут две:

– законодательство в строительной сфере страны излишне забюрократизировано. Зачастую потенциальным инвесторам и застройщикам приходится ожидать необходимых разрешений достаточно долго. Исполнительные структуры и законодатели обещали исправить ситуацию, но воз и ныне там;

– война в Карабахе и июльские столкновения на границе с Азербайджаном в Тавуше.

Всё это в итоге привело к тому, что вместо ожидаемого роста в сфере капитального и жилищного строительства в итоге получился чувствительный спад и инвесторы заморозили свои вложения.

Ситуацию в экономике спасли, как и прогнозировалось, горнодобывающая и горно-металлургическая отрасли промышленности, рост которых был обусловлен в основном динамикой мировых цен на сырье и полуфабрикаты. Так, цены на медь в марте 2019 года, т. е. с началом пандемии, сначала упали ниже 4700 долларов за тонну, а затем поднялись почти до 8000, а на молибден – примерно с 17 до 24 тысяч долларов за тонну. Армении помогло и то, что выросли цены на золото (хотя обычно цены на золото и медь движутся в противоположных направлениях). В прошлом марте цены на золото снизились до 1500-1600 долларов за унцию, сейчас остаются выше 1800. Это создает позитивный импульс для поддержания экономики и обеспечения роста горнодобывающей и горно-металлургической отраслей.

Обнадеживающей выглядит ситуация в аграрном секторе. В частности, площадь интенсивного садоводства возросла почти в 10 раз, составив в 2020 году 518,6 га, а площадь обрабатываемых земель достигла 228 тыс. га, две трети из которых – орошаемые. Проводится большая работа по упорядочению ситуации в сфере водного хозяйства. Если удастся добиться наведения порядка в этой сфере, то появится шанс на прорыв в сфере эффективного водопользования. Впервые за всю историю страны в минувшем году была начата программа по аграрному страхованию. На начальном этапе она была реализована в 6 областях страны и всего по двум сельскохозяйственным культурам. В текущем году планируется увеличить число страхуемых культур до 11 и вовлечь в программу уже все регионы.

Большой интерес аграриев вызывают программы по строительству «умных ферм» для крупного и мелкого рогатого скота, а также по выделению государственных субсидий, предназначенных для закупки элитного племенного скота мясомолочных и молочных пород. Кроме того, правительству удалось сформировать условия для расширения возможностей лизинга сельскохозяйственной техники. В минувшем году по лизинговой программе было израсходовано около 9 млрд драмов (18 млн долларов), 576 бенефициаров приобрели 950 единиц техники. Это рекордный и достаточно высокий показатель для Армении.

Аграрная политика правительства в течение минувшего года была ориентирована на перспективу и, скорее всего, даст позитивные результаты в обозримом будущем, в том числе в текущем году.

Сократилось производство инструментов, приборов, сигарет и алкогольных напитков, но при этом выросло производство фруктовых и овощных консервов, в том числе на экспорт, прежде всего в Россию и на рынки ЕАЭС.

Сфера высокотехнологической промышленности за 2020 год обеспечила двузначные показатели роста; предполагается, что она и далее будет расти опережающими темпами.

За прошлый год официальное число рабочих мест дважды сократилось: в первый раз – в марте-апреле (из-за коронавирусных ограничений), во второй – начиная с сентября. По состоянию на декабрь число официально зарегистрированных рабочих мест (без учета фермерских хозяйств) составляло около 637 тыс., что примерно на 10 тыс. больше, чем в декабре 2019 года. Во многом это результат эффективной работы налоговой службы по выявлению теневого бизнеса.

Примечательно, что не снизилась и средняя зарплата на предприятиях. Если в 2019 году этот показатель колебался в пределах 170-180 тыс. драмов (при курсе 1$ = 485 драм), то в 2020-м – 180-190 тыс. (1$= 500 драм).

А вот рост цен на продовольственную продукцию, прежде всего  импортируемую, налицо. Так, цены на растительные масла выросли почти на 6%, на мясо и сливочное масло существенно не изменились, а на сахар выросли более чем на 8%. Эксперты надеются, что ожидаемый рост мировых цен на продовольствие будет для Армении умеренным, т. к. большая часть импортируемого продовольствия поступает из России. В частности, Москва объявила о решении удвоить экспортные пошлины на пшеницу с марта, но это не будет касаться стран ЕАЭС, куда входит и Армения.

Главные задачи в экономике в 2021 году представил глава министерства экономики Ваан Керобян. По его словам, на данном этапе рассматриваются несколько десятков инвестиционных программ, которые накопились за последние годы и по какой-то причине не реализуются. Основная проблема, по версии министра, в отсутствии должной мотивации у различных государственных структур для работы по продвижению этих программ на рынке. «Можно сказать, что мы в ручном режиме помогаем инвесторам доводить их проекты до рынка. На это у меня каждый день уходит несколько часов… Говорить о результате можно только после его достижения. Но могу сказать, что каждый день есть результат», – отметил В. Керобян.

Краткосрочные же цели заключаются в доведении инвестиций в этом году до 1 млрд долларов. Принимая во внимание все текущие проекты, этот план выглядит реалистичным, уверен министр. Но, как нам представляется, эти планы чрезмерно оптимистичны, хотя некоторые симптомы того, что внешние инвесторы пока не потеряли надежд относительно экономики Армении, всё же присутствуют.

Так, по некоторым данным, нехватку бюджетных средств правительство изначально планировало покрыть за счет крупного транша МВФ, но в итоге было принято казавшееся поначалу весьма спорным решение о выпуске на международный финансовый рынок евробондов – облигаций на сумму 750 млн долларов. Они были размещены по беспрецедентно низкой для Армении процентной ставке в 3,6% (при доходности почти в 3,9%). Процентная ставка, наиболее низкая с момента начала выпуска подобного рода бумаг в 2013 г., стала небольшой сенсацией. Например, в прошлый раз, в 2019 году, она составила 4,675%, то есть два года назад правительство взяло деньги в долг под более высокий процент.

В случае прогнозируемого роста ВВП в этом году на 3,2% госдолг Армении составит около 70% от ВВП (удельная долговая нагрузка на душу населения составляет по итогам 2020 года $2,7 тысячи, т. е. возросла на $200 с 2019 года). Тем не менее финансово-экономический блок правительства планирует постепенно вернуться к управляемому диапазону (ниже 60%) не через сокращение долга в абсолютных цифрах, а уповая на рост ВВП. Удастся ли эти планы реализовать – покажет обозримое будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *