60% россиян готовы платить дополнительные налоги для решения общественных проблем. Такие выводы содержатся в свежем исследовании Высшей школы экономики о том, как граждане страны поддерживают увеличение разных статей расходов.
Выяснилось, что за увеличение расходов на здравоохранение выступило 65% опрошенных, на 13% больше, чем в 2018 году. 54% поддерживают рост расходов на образование (+11%), 45% — на выплату пенсий (+4%). В то же время, доля тех, кто поддерживает рост расходов на оборону и безопасность, уменьшились в два раза всего до 15% и 8% соответственно.
«60% опрошенных россиян согласны платить дополнительные налоги и сборы, которые будут идти на конкретные программы под контролем общественности. Приоритеты здесь все те же: улучшение качества медицинского обслуживания, социальная помощь и улучшение качества школьного образования», — говорят в ВШЭ.
В конце 2020 года министр финансов Антон Силуанов пообещал, что поднимать налоги в новом году правительство не планирует. Правда, такие же обещания власти давали и в предыдущие годы, однако с 1 января 2019 года ставка НДС была увеличена с 18% до 20%, а в 2020-м было объявлено о введении подоходного налога на проценты с банковских вкладов, повышении НДФЛ для обеспеченных россиян, увеличении НДПИ для металлургов и производителей удобрений, отмене части льгот для нефтяников и ряде других мер. Все это, по оценкам Минфина, составит 2 трлн. руб. за три года.
Кроме того, еще в декабре 2020 во время парламентских слушаний обсуждались и другие пути повышения налоговых поступлений в бюджет, и касались они, в основном, простых россиян. Парламентарии и экономисты предлагали снова увеличить НДС, следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов и выявлять тех, кто уклоняется от налогов.
Экономист Никита Масленников считает, что в этом году базовые ставки налогов подниматься не будут, но точечная «подкрутка» в пользу увеличения вполне возможна.
— Правительство в лице статс-секретаря Министерства финансов Алексея Сазонова уже дало ответ на вопрос о том, что будет с налогами в этом году. Выступая на Гайдаровском форуме в январе, он сказал, что у государства на сегодняшний день нет возможности для снижения налогов, но оно не намерено и утяжелять фискальную нагрузку, потому что ни экономика, ни граждане не готовы к дополнительным повышениям. Речь не идет об увеличении ставок базовых налогов в ближайшей перспективе. Тем не менее, какие-то точечные подкрутки и настройки в сторону увеличения возможны, как для населения, так и для бизнеса.
Например, с этого года существенно повысили налоговую нагрузку для нефтяников. Это компенсируется новыми льготами на труднодоступные месторождения, но пока баланс в пользу государства.
Так что правительство будет удерживать налоги на стабильном уровне, но в рамках этого стабильного уровня возможны увеличения точечного характера или дополнительные сборы. Вроде увеличения НДФЛ на 2% для людей с доходами свыше 5 миллионов рублей в год, которые планируется направлять в фонд помощи детям с орфанными заболеваниями.
Но главным образом траектория налоговой нагрузки будет зависеть от пересмотра налоговых льгот. Министерство финансов и ФНС будут оценивать, какие льготы работают и являются эффективными, а какие — нет. Все фискальные льготы в год составляют у нас как минимум 3,5 триллиона рублей. Это недополученные доходы бюджета, поэтому нужно разобраться, что дает результат, а что является просто размазыванием денег по тарелке. Но если какие-то льготы будут отменяться, это приведет к автоматическому увеличению налоговой нагрузки.
«СП»: — Появление таких исследований не может быть подготовкой почвы для новых решений в налоговой сфере?
— Мне кажется, это исследование является следствием позиции экспертов ВШЭ о том, что необходимо повышение НДФЛ для решения проблем бедности в стране. В частности, многие аналитики уверены, что России рано или поздно придется перейти к прогрессивной шкале налогообложения.
Что касается увеличения расходов как такового, ситуация, в которой оказалось здравоохранение и образование показывает, что дополнительное финансирование необходимо. Даже за счет сокращения льгот можно было бы найти до триллиона рублей, чтобы направить на здравоохранение и образование. Но для этого необходимо пересмотреть все структуру госрасходов, и вряд ли это будет сделано раньше, чем в конце этого года. Сейчас, в первую очередь, важны источники этих средств.
Помимо пересмотра расходов второй, и принципиальный источник этих средств, — это ускорение экономического роста. Я бы не зацикливался на налоговых подкрутках. Налоги можно сравнить с нарезанием пирога. Если бы этот пирог был больше, то и куски получались бы солиднее. А если он только сокращается, то повышение налогов не поможет, даже если население готово больше платить. Необходимо обеспечивать экономический рост через инвестиции, повышение производительности труда и так далее, что в итоге ведет к повышению как доходов, так и налоговых отчислений.
Депутат Саратовской областной думы от КПРФ Николай Бондаренко полагает, что новый раунд повышения налогов неизбежен, но сомневается, что население к нему готово.
— По данным Росстата и независимых социологов, почти половина граждан страны живет на доходы порядка 15−20 тысяч рублей в месяц. О каком повышении налогов может идти речь для людей, которые не могут удовлетворить свои базовые биологические потребности и приобретать самое необходимое?
Если говорить о бизнесе и производстве, очевидно, что повышение налогов в любой форме отразится на стоимости товаров для конечного потребителя, потому что магазины перекладывают все эти расходы именно на покупателя. Малое и среднее предпринимательство и так находится в глубочайшем кризисе и для него повышение налогов будет критическим.
«СП»: — Может ли такой опрос быть попыткой подготовить общественное мнение к очередному повышению налогов?
— Может, я совершенно в этом не сомневаюсь. Это излюбленный инструмент власти — вбрасывать различные инфоповоды и смотреть, как народ их воспринимает. Уверен на сто процентов, что налоги будут поднимать и дальше. Сейчас существует несколько рабочих групп при Госдуме, которые обсуждают не только увеличение налоговой нагрузки, но и сокращение государственной поддержки вплоть до второй волны повышения пенсионного возраста.
«СП»: — Как можно оценить то, что люди больше готовы платить за здравоохранение и образование, чем за оборону и безопасность?
— Главная причина такой тенденции — в падении качества предоставляемых услуг в системе здравоохранения и образования. Процесс оптимизации и системного сокращения расходов на эти стратегические направления отражается на самой возможности реализации этих услуг.
Например, в Конституции написано о праве на бесплатное и доступное здравоохранение. На деле же из-за сокращения каждой второй больницы за последние 20 лет, очереди к тем же узким специалистам достигают таких размеров, что реализовать это право у людей нет возможности, им приходится идти в платные клиники.