Экономика

«Кедровый тракт» от Дерипаски Суэцкому каналу не конкурент

class=»post_img»>«Кедровый тракт» от Дерипаски Суэцкому каналу не конкурент

Чрезвычайное происшествие с контейнеровозом в Суэцком канале многих заставило задуматься о поиске альтернативных маршрутов. Вот и российский бизнесмен Олег Дерипаска вновь решил напомнить о «Кедровом тракте».

Чуть больше месяца назад он писал в своем Telegram-канале о том, что этот проект может стать альтернативой китайскому «Шелковому пути».

«Китай за январь-февраль в два раза увеличил перевозки грузов по железной дороге через Россию и Азию: растущие цены и долгая доставка морем вынуждают Пекин наращивать перевозки по рельсам. Недавнее ЧП в Суэцком канале лишь укрепило мировое сообщество во мнении, что необходимо развивать железнодорожное направление перевозки грузов из Азии в Европу», — продолжает тему Олег Дерипаска.

По его мнению, у России появляется шанс «раскрыть потенциал Сибирской кладовой». Как отмечает бизнесмен, в России есть несколько проектов, которые в перспективе могли бы стать альтернативой Суэцкому каналу. Наиболее важным среди них он считает модернизацию Транссибирской магистрали и надеется, что ЧП в Египте позволит РЖД взглянуть на транзитные перевозки иначе.

«Самая очевидная и экономически оправданная цель — дать России возможность развиться в важнейший хаб, полноценное связующее звено между Европой и Азией», — уверен он.

Такой потенциал предприниматель видит в сибирском «Кедровом тракте». Дерипаска полагает, что России в состоянии нарастить мощности, направленные на перевозку готовой продукции.

«Ведь класть рельсы, шпалы и строить мосты мы не совсем разучились. Было бы желание сделать это нацпроектом», — отметил он.

Почему Дерипаска преподносит свою идею как некое ноу-хау, непонятно. Как пояснил «Свободной прессе» руководитель Центра пространственной экономики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, к.э.н. Юрий Пономарев, идея о развитии Транссиба и БАМа не нова.

— О ней говорят последние лет 15−20, она есть в планах и даже реализуется в рамках национальных проектов.

Потенциальные перевозчики у того маршрута есть, но надо обеспечить более выгодные условия для грузоотправителей по сравнению с альтернативными способами доставки морем, в частности, через Суэцкий канал.

Ключевые проблемы: уже сейчас недостаточная пропускная способность для ряда перевозимых грузов. Кроме того, при сравнении железнодорожной и морской перевозки играет роль предсказуемость сроков доставки. В нацпроектах это является ключевыми параметрами, по которым планируется отслеживать улучшение ситуации — сокращение времени в пути, снижение дисперсии сроков доставки и повышение их точности.

Если планы, заложенные в нацпроектах, будут достигнуты, это уже создаст основу для перевода части грузопотоков с морского пути на железнодорожный транспорт по нашим маршрутам.

«СП»: — Какие еще маршруты могут стать реальной альтернативой?

— Если говорить о России, то это Северный морской путь — один из приоритетных транспортных проектов, предполагающий развитие ледокольного флота, навигации, инфраструктуры СМП.

Севморпуть характерен для определенного рода грузов. Это специфические грузы, связанные с нефтегазом и т. п. В этом плане СМП уже сейчас конкурентоспособен. Если говорить о поставках традиционных продуктов, то есть куда расти.

Есть еще одна альтернатива — развитие скоростных автомобильных дорог. В планах 2024−2030 гг. предусмотрено наращивание протяженности, но маршрутов здесь больше по направлению север-юг, то есть между странами Балтии в сторону Турции, к нашим южным портам, через центральную часть России.

По направлению запад-восток — это большой автомобильный проект Европа — Западный Китай. Однако надо понимать, что есть определенное распределение типов грузов по видам транспорта. Для доставки продовольствия, например, удобнее автоперевозки.

В то же время по техническим параметрам некоторые виды грузов автомобильным транспортом не перевозятся. Например, уголь и другие полезные ископаемые. Для них альтернатива — железнодорожный транспорт.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин обращает внимание на категории грузов, которые идут разными маршрутами, включая Транссиб.

— Главное — это гигантские контейнеровозы Panamax. Южным маршрутом (через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море) идет чуть больше 20 млн. TEUS (условное обозначение 20-футового контейнера — ред.). По Транссибу в последний год был грандиозный успех — мы дошли до цифры около 1 млн. TEUS. А недавно было всего полмиллиона.

Транссиб вполне перспективный канал для транзита Тихоокеанский регион — Европа. Однако вопрос в том, что разницу не преодолеть, но развивать Транссиб надо, это выгодно России. А конкуренция невозможна по очень простой причине — морской транзит по цене бьет любой другой способ перевозки.

Товарные группы, для которых время доставки не критично, давно определены. Самый простой пример: все смартфоны для Москвы и Московской области помещаются в одном морском контейнере, это не портящийся товар и сколько времени они будут идти до магазинов — не принципиально. Главное, чтобы не было пустых полок и издержек с пустыми складами. Этот Just In Time (точно в срок — ред.) морской транзит выполняет очень хорошо.

Да, произошёл сбой, потерпели убытки, но, в принципе, это налаженный канал, очень дешевый способ перевозки. Железная дорога может с ним состязаться только в товарных группах, для которых время критично. Этих групп не так много. Товарные группы, для которых скорость является решающим вопросом — это свежие продукты, срочная заводская комплектация и т. п.

«СП»: — СМП серьезная альтернатива Суэцкому каналу?

— Очень интересная альтернатива. Если глобальное потепление окажется реально, то будет идеальная конкуренция. СМП уже занимает и будет занимать свое место в мировых транспортных путях. Но пока льды не растаяли, нам надо иметь мощнейшие ледоколы для проводки.

Там есть своя грузовая база, самая типичная — СПГ Ямала, который танкерами надо вывозить. Это очень перспективно, но в обозримом будущем конкуренцию южному маршруту СМП не составит. Это не вопрос политики, это объективные географические условия. Однако развивать эту магистраль надо.

«СП»: — Но ведь есть и другие маршруты. Что с ними?

— Есть маршрут, который называется «По Великому Шелковому пути». Это совокупность железных дорог, затем через Каспийское море от Актау до Баку, Южный Кавказ и Черное море. Он тоже развивается, но, к сожалению, нашими конкурентами. И по объему также близко не лежит к маршруту через Суэц.

Есть маршрут, который также идет до Каспия, а дальше через Волго-Донский канал на Азов. Он также очень перспективен, хотя там еще много чего надо доделать.

Маршрут «Север-Юг» — это идея о том, чтобы товары Индии, Турции и т. д. возить в Северную Европу через Россию. Теоретически это не исключено, а практически продвинулись мало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *