Как «великая страна» Польша опять переиграла наш «Газпром»

Недавнее заявление главы компании «Газпром экспорт» Елены Бурмистровой вызвало не вполне однозначную реакцию в российском интернет-сообществе. Та поведала, что переговоры по поводу продления договора о поставках газа с Варшавой после 2022 года, когда истекает действующее соглашение, по-прежнему продолжаются, и назвала Польшу «великой страной» и «надежным контрагентом». С учетом исторически сложных взаимоотношений наших стран, одни комментаторы посчитали это «тонким троллингом», а другие – «подхалимажем». Как же стоит оценивать заявление главы экспортного подразделения российской госкорпорации?

Отношения России и Польши в газовом вопросе имеют два измерения – поставки газа для внутреннего потребления через трубопровод «Ямал-Европа» и транзит в соседние страны. В 2020 году Варшава отказалась продлевать транзитное соглашение, и теперь «Газпром» вынужден бронировать краткосрочные транзитные мощности у польского оператора Gaz-System по европейским энергетическим правилам. Кроме того, между Россией и Польшей пока еще действует договор от 1996 года. В соответствии с ним, Варшава получает 9,8 миллиарда кубометров газа ежегодно, при этом минимально PGNiG должна покупать 8,7 миллиарда кубометров. Истекает данное соглашение в 2022 году, и Польша, постоянно критиковавшая его условия, настаивает на том, что продлевать договор с «Газпромом» также не станет. Этот договор и есть краеугольный камень русско-польских газовых отношений, вокруг которых обе стороны ведут свои игры. Давайте посмотрим, каких конкретно целей пытаются добиться Варшава и Москва, а после попробуем сделать вывод, кто кого переиграл.

Для «Газпрома» крайне важно, чтобы Польша перезаключила с ним соглашение о поставках после 2022 года. Следует учитывать, на каком фоне происходит эта закулисная борьба. Руководство Евросоюза объявило 30-летний план по последовательному отказу от использования ископаемого топлива (нефти, газа и угля) в своей энергетике с переходом к «зеленым» источникам. Это означает, что потребление «голубого топлива» будет постепенно, но непрерывно снижаться, а отечественный монополист – терять рынок сбыта. Для него важно попытаться сохранить каждого своего платежеспособного европейского клиента, в том числе Польшу с ее 8,7-9,8 миллиардами кубометров в год. Отсюда, к слову, и комплимент госпожи Бурмистровой о «надежности контрагента».

Амбиции Варшавы при этом намного шире, чем у «Газпрома». Польское руководство само желает превратить свою страну в региональный газовый хаб, «подвинув» соседнюю Германию и отняв долю восточноевропейского рынка у российского монополиста. Для этого сделано уже очень многое: построен СПГ-терминал в Свиноуйсьце мощностью в 5 миллиардов кубометров в год, а теперь его мощность будет расширена до 7,5 миллиарда. В Гданьске будет запущен еще один плавучий СПГ-терминал на 4,5 миллиарда кубов в год. Начато строительство «Балтийского газопровода» (Baltic Pipe), по которому Польша будет получать до 10 миллиардов кубометров норвежского газа в год. Таким образом, Варшава действительно через несколько лет сможет полностью закрыть вопрос с зависимостью по поставкам газа из России.

Но что насчет того, чтобы превратить Польшу в конкурирующий с Германией газовый хаб? Свои потребности за счет американского СПГ и скандинавского трубопроводного поляки закроют, но излишков будет не так уж и много. Того, что останется, хватит на относительно небольшие поставки в Прибалтику через Литву и в соседнюю Украину. И то придется прилично вложиться в инфраструктуру. Где взять дополнительные объемы, если Польша категорически отказывается работать с «Газпромом» после 2022 года?

Да все у того же «Газпрома», только на более выгодных для Варшавы условиях, а для этого надо топ-менеджмент российской госкорпорации как следует «обработать». Сперва поляки демонстративно обеспечили свою энергонезависимость. Затем доказали серьезность своих намерений, отказавшись от продления транзитного соглашения и попутно отсудив у «Газпрома» кругленькую сумму через Стокгольмский арбитраж. Теперь поставили дедлайн, когда прекратят закупку, на 2022 год. Часики тикают, а Baltic Pipe и СПГ-терминалы строятся. Судя по заявлению Елены Бурмистровой, команда Алексея Миллера негласно продолжает вести переговоры по продлению договора с Варшавой. И тут поляки сделали «ход конем».

Напомним, недавно мы рассказывали (ссылка https://topcor.ru/19787-smozhet-li-polsha-otnjat-u-rossii-gazoprovod-jamal-evropa.html), как компания-оператор Gaz-System озвучила свой «шикарный» план по развитию национальной энергетики. В его рамках предполагается забрать у «Газпрома» польскую часть магистрального трубопровода «Ямал-Европа» и приспособить ее под свои внутренние нужды. Для этого газопровод нужно всего лишь соединить с обоими СПГ-терминалами на побережье и с Baltic Pipe, построив при этом дополнительные точки входа-выхода и компрессорные станции. Гениально.

Однако для этого надо как-то забрать 48% акций компании EuRoPol GAZ, принадлежащих «Газпрому». И тут начинается самое интересное. Польша может эту долю у России выкупить, может произвести взаимозачет, погасив акциями долга в рамках какого-нибудь очередного судебного иска, а может и просто национализировать. Во всех случаях российский монополист окажется в убытке. Даже если его долю мирно выкупят, то поляки очевидно постараются серьезно сбить рыночную цену. Все остальные варианты еще хуже: судебные иски, штрафы под разными предлогами, а то и вовсе национализация.

Давайте задумаемся, а для чего польская Gaz-System опубликовала подобные планы? Возможно, чтобы оказать психологическое давление на руководство «Газпрома». И, судя по всему, у Варшавы это получилось. То-то глава «Газпром экспорт» Бурмистрова начала рассыпаться в любезностях, явно призывая «надежного контрагента» не скатываться в жесткие сценарии. Чего же может добиться от российского монополиста Польша? Наверное, продление контракта на поставку российского газа после 2022 года, но с очень существенным дисконтом для «великой страны». Тогда Польша получит дополнительные объемы газа, которые сможет перепродавать соседям, повысив свой статус как регионального хаба.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *