Путина растрясло на взлётке в Кемерово

Путина растрясло на взлётке в Кемерово

Владимир Путин на совещании с членами правительства РФ раскритиковал качество единственной взлетно-посадочной полосы в Международном аэропорту Кемерово им. А.А. Леонова, откуда он недавно вылетал, завершив визит в Кузбасс.

«Вчера взлетал, гребенка там, на взлетно-посадочной полосе. Сразу меня командир предупредил — „пристегнитесь“ и прочее, стюардесса зашла — „не ставьте стакан“, понимаете», — пожаловался президент зампреду правительства Марату Хуснуллину, курирующему строительство.

«Этим (состоянием взлетно-посадочной полосы) нужно заняться. Ладно я прилетел — улетел, не так часто там бываю, а люди каждый день летают», — отдал поручение глава государства. Действительно, если даже у борта № 1 проблемы, то чего ожидать простым россиянам? В том числе в других городах.

При этом, средства на реконструкцию кемеровского аэропорта выделены огромные — 3,5 млрд. рублей (ранее писали о 4,3 млрд. рублей). Они предусмотрены программой социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. Только на разработку документации потратят 170 млн. рублей.

Осваивать эти деньги уже начали. В мае с помпой был открыт новый аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий. Пассажиров встречал «Хор Турецкого». Видимо, торопились сдать к 300-летию Кузбасса, чтобы показать Путину. А вот о «влётке» подзабыли.

Помимо Кемерово, планируется построить новый аэровокзальный комплекс в международном аэропорту Новокузнецка. Договоренность о строительстве между правительством Кузбасса и ООО «Сибирские аэропорты» (входящее в холдинг EN+ Олега Дерипаски) была достигнута на ПМЭФ.

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов заверил «СП», что президенту ничто не угрожало.

— Ничего страшного в Кемерово не случилось. Взлетно-посадочная полоса пусть даже и с неровностями на безопасность полетов ни обычных самолетов, ни президентского борта не оказывает серьезного влияния.

«СП»: — Слава богу, а то мы распереживались за главу государства…

— Конечно, это ощущение не из приятных, а главное, неровности развиваются дальше. А для того чтобы эти неровности ликвидировать, необходим очень серьезный ремонт, большие капитальные вложения. Поэтому аэропорту Кемерово повезло, что Хуснуллину теперь дана команда, он будет ее выполнять и через несколько месяцев кемеровчане будут иметь хорошую полосу, о которой они мечтали, но средств на ремонт которой не хватало.

«СП»: — Почему не хватало?

— Когда-то аэропорты и авиаотряды представляли собой единое хозяйство. Но потом это все разъединили и сейчас аэропорты существуют за счет сборов, которые они собирают с авиакомпаний за взлеты и посадки и за другое обслуживание. Но, кроме того, аэропорты — это инфраструктура. А это уже забота государства. И государство смотрит на это без опаски, если нет серьезных сигналов со стороны Минтранса или Росавиации. Но если возникает опасность, то оно вкладывается в ремонт.

Кстати, в США аэропорты, как инфраструктурные объекты даже освобождены от налогов. И это очень правильно.

«СП»: — Как обстоят дела в других российских аэропортах?

— Очень много аэропортов, где взлетно-посадочные полосы не в лучшем состоянии. Они требуют ремонта. Ведь негодное состояние ВПП влияет на самолеты, усиливает их износ. Авиакомпаниям это не нравится. Пассажирам тоже.

С нашими аэропортами так будет всегда. Европа стоит на скальных породах, а Россия на болотах. Плюс разброс температур от -40 до +40 градусов. Ни один бетон не выдержит. Это неизбежно. Поэтому это надо контролировать, помогать средствами и содержать аэропорты в должном состоянии.

По мнению авиаэксперта Романа Гусарова, до взлётки в Кемерово просто не дошли руки.

— Системная проблема заключается в том, что в России в течение двадцати лет с момента распада СССР аэродромы не реконструировались. Авиация была в упадке, особенно в 1990-е, аэропортов и аэродромов было больше, чем требовалось, с трудом поддерживали даже те, которые были актуальны.

С середины нулевых по мере относительного роста благосостояния населения возобновились пассажиропотоки и началось восстановление инфраструктуры аэропортов. Но если на два десятилетия все запустить, восстанавливать приходится долго и дорого. Тем более на новом техническом уровне. Тем не менее, на сегодняшний день аэропортовая инфраструктура преобразилась очень существенно благодаря реализации подхода государственно-частного партнерства.

Большинство крупных аэропортов переданы частным управляющим компаниям. Обычно частные инвесторы строят новые пассажирские или грузовые терминалы, гостиницы, парковки — всю инфраструктуру, которая обслуживает пассажиров. А государство реконструирует не подлежащие приватизации взлетно-посадочные полосы, перроны, рулежные дорожки, аэронавигационное и светосигнальное оборудование и другую наземную инфраструктуру.

В качестве третьей стороны здесь часто присутствуют региональные власти, которые берут на себя обязательства обеспечить подъезды, запустить транспорт и т. п. И вот так совместно, крупные аэропорты в России реконструировали практически все. Это касается и взлетно-посадочных полос, которые ежегодно финансирует Минтранс.

«СП»: — Тем не менее, в Кемерово президента страны растрясло и не слабо, раз он даже пожаловался правительству…

— Уверен, что в плане реконструкции полоса в Кемерово стоит. Видимо, она была в удовлетворительном состоянии, в то время как в некоторых аэропортах вышел даже срок эксплуатации полос — надо было срочно инвестировать и вводить новые мощности. То есть в целом процесс идет, но поскольку речь идет о сотнях аэропортов по стране, реконструкция затягивается. К тому же это ведь очень дорогостоящие работы. Часто они связаны с необходимостью отселять целые жилые кварталы, осушать болота и проч.

Например, стоимость строительства новой полосы в Шереметьево составила многие миллиарды рублей. А такая полоса должна прослужить не менее 30 лет. Поэтому, как правило, это задача государства. Мы в этом не одиноки. Новый аэропорт в Берлине тоже много лет не могли ввести в эксплуатацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *