Что скрывается за казахским национализмом

Что скрывается за казахским национализмом

Популярный блогер из Казахстана Адильжан Абдугали в своем Telegram-канале призывает к запрету всего русского и делится планами о разрушении территориальной целостности России.

В своем канале Абдугали раздает русофобские советы, как отказаться от русского языка в общественных учреждениях:

«Заходите в учреждение, спрашивайте на казахском языке, требуете на казахском языке, отказывают – разворачивайтесь. То есть там, где вас не могут обслужить на государственном языке Казахстана, там не надо ничего покупать, не нужно туда ходить».

Блогер считает, что Казахстан должен захватить Омск, Томск и Оренбург, которые он называет продолжением Северного Казахстана. Также Абдугали призывает соотечественников искать единомышленников среди народов Северного Кавказа.

Директор Центра изучения кризисного общества Максим Вилисов прокомментировал для «Журналистской правды», что скрывается за националистическими настроениями в Казахстане.

«Говорить о том, что антироссийские настроения получили широкое распространение в Казахстане не стоит, хотя тенденция такая есть, равно как и в других постсоветских странах.

Националистические настроения прямо или косвенно поддерживаются политической элитой Казахстана. Целью является, с одной стороны, демонстрация неких угроз в адрес России. Нужно показать, что в обществе существуют радикальные политические силы, с которыми действующая власть готова бороться и сдерживать ради того, чтобы сохранять союзнические отношения с Россией. С другой стороны, национализм – это способ мобилизации определенных общественных групп или даже провокация их на то, чтобы создать искусственную напряженность. Как правило, этим прикрываются другие общественно-политические процессы, в том числе связанные с неудачами в социально-экономической политике. Здесь также следует учитывать фактор мобилизации национализма против исламского фундаментализма. После изменений в Афганистане его угроза резко возросла, как и угроза распространения терроризма. Для существующих элит политический ислам является серьезной угрозой. Он входит в конфликт с национализмом, потому что наднациональный и надгосударственный.

Апелляция к казахскому национализму – попытка консолидации этнической нации против потенциальной экспансии со стороны России. Правительство Казахстана несколько месяцев назад официально инспирировало процедуру переименования географических объектов на территории Северного Казахстана из русских в казахские. Потом была история с принуждением русских по национальности граждан Казахстана извиняться за неиспользование казахского языка. Сейчас мы видим эскалацию националистических настроений. Позиция Казахстана была озвучена блогером Куатом Ахметовым, который в итоге покинул страну. Его попросили «пересидеть», пока всё не утихнет, так как русское руководство нервно относится к произошедшему.

Скорее всего, эскалация продолжится. В целом, для России тенденция нехорошая. Пора принимать системные шаги: более требовательно относиться к политике элит, четко обозначить курс и позицию относительно сохранения единого языкового пространства и прав этнических русских на территориях постсоветских стран. Пока эта работа избирательная. В России очень сильно заботятся о том, что происходит с русскими на Украине и в Прибалтике, но абсолютно не обращают внимания на подобные же вещи в Казахстане и Белоруссии».


Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *