«Шелковый путь» с участием России оказался под угрозой

Свершившаяся на наших глазах стремительная смена власти в Афганистане, прошлогодняя война в Нагорном Карабахе, а также масштабные протесты на западе Ирана, бушевавшие в июле этого года, на первый взгляд имеют мало общего между собой.

Однако в российских СМИ уже зазвучали пока ещё редкие предположения, что эта цепь геополитических катаклизмов способна сдвинуть планы по прокладке Международного транспортного коридора Север-Юг. Этот путь из Европы в Индию должен был, помимо прочего, стать для РФ альтернативой стремительно теряющим актуальность в западном мире углеводородам. Подобный континентальный транзит, проигрывая морскому транспорту в плане стоимости перевозок, однако существенно выигрывал бы в скорости доставки.

Простой пример: поезд, вышедший из иранской Астары (где осуществляется переход с колеи 1435 на 1520 мм), через железные дороги Азербайджана и РФ (колея 1520 мм) и Финляндии (1524 мм – полностью совместима с «русской») способен без смены тележек добраться до шведского города Хапаранда (переход с 1524 на 1435 мм) буквально за неделю. Этим летом тестовый контейнерный состав отправился со станции Вуосаари (Финляндия) и достиг иранской границы буквально за шесть суток. Это наглядно свидетельствует о том, какие головокружительные перспективы открываются перед участниками сообщества.

Исторически, после того, как были прорублены стратегические «окна» на Запад и на Восток, Россия уже пыталась выйти на Юг, к территориям Персидского залива, а также Индии, чтобы установить с ними стабильные торговые отношения. Эта задача была актуальна и в имперский, и в советский периоды. И методы применялись самые разные – от прямой аннексии территорий, до продвижения интересов и установления дружественных режимов.

Почти два века до самого начала холодной войны на пути этих амбиций стояла глобальная сверхдержава того периода – Британия. Она же – полновластная хозяйка Ближнего Востока и Индии. После 1950-х годов к сдерживанию СССР в регионе подключились и США. Несмотря на некоторые очевидные провалы, в целом англичане и американцы своего добились – прямого выхода к Индии и арабам Персидского залива Россия не получила. Исключением стал разве что Персидский коридор 1941-1945 годов.

После окончания холодной войны наступила новейшая эпоха. Идея Международного транспортного коридора Север-Юг была в общих чертах сформирована в ещё в «нулевые» годы. Однако к масштабной её реализации с участием миллиардных инвестиций приступили лишь совсем недавно.

Можно привести конкретные примеры инфраструктурных проектов. Так, в позапрошлом году между РФ и Азербайджаном был введен в эксплуатацию новый мост через реку Самур. Уже третий год по равнинам Волгоградской области идет строительство объездной трассы вокруг областного центра, протяженность которой составит почти семьдесят километров, вместе с мостом через Волго-Донской канал. А на территории Калмыкии запланировано строительство современного морского порта «Лагань».

Масштабную модернизацию своей транспортной инфраструктуры проводят Азербайджан и Иран. В частности, речь идет о железной дороге Казвин-Решт-Астара. При этом часть Казвин-Решт, стоимостью $2 млрд., уже завершена.

Однако в игру вступает геополитический фактор, который способен внести свои коррективы даже в самые стройные планы. Возможно это совпадение, а возможно – нет, но именно в настоящее время к югу от РФ возникают первые контуры своеобразной континентальной «блокады». И контуры эти стали явными именно в тот момент, когда транспортный коридор стал воплощаться во что-то более зримое, чем просто линии на интерактивных картах.

Казалось бы, южное направление хоть и существенно, но не является для России ключевым при сохранении экономических и политических контактов с Востоком или Западом. Но это уже далеко не так.

Достаточно сказать о том, что Индия сегодня – это восходящая сверхдержава. В то время как Китай уже практически достиг своего пика, индийцы находятся лишь в самом начале пути. По мере страхов перед крепнущей мощью КНР именно Индию сегодня заливают дождем из иностранных инвестиций и технологий.

И это приносит свои плоды. Индийские успехи в судостроении, металлургии, IT-индустрии достаточно хорошо известны. В 2014 году Индия стала первой азиатской страной, успешно достигшей Марса. А перспективы подъёма местного среднего класса по мере выхода населения и многовековой нищеты выглядят никак не хуже китайских.

В то же время такие «привычные» и Запад и Восток для РФ таят всё больше угроз, чем возможностей. Данный факт, судя по количеству публикаций в российской прессе, начинает всё чаще осознаваться экспертным сообществом.

Например, в «старой» Европе идет смена поколений политических элит. Уходящих на покой удобных «прагматиков», с которыми привыкла иметь дело Москва, теснит более радикальная и куда более антироссийская молодежь. Наиболее характерным примером тут являются «зелёные» в ФРГ. К Российской Федерации у этих людей принципиально иное отношение, чем у уходящего поколения, которое ещё сохранило некоторое уважение со времен холодной войны. Новые «партнёры» несомненно начнут говорить с Москвой совершенно иным тоном, чем их предшественники.

На противоположном направлении царит Китай, который, несмотря на громкие заявления российских СМИ о «развороте на Восток», звучавшие после 2014 года, а также сугубо символические мероприятия, вроде совместных военных учений или дипломатических «похлопываний по плечу», так и не стал для РФ заметным источником инвестиций и технологий. Как и в предыдущие десятилетия, Пекин скорее откровенного пользовался бедственным положением своего северного соседа.

Что до третей экономики мира – Японии, то после провала миротворческой миссии, она однозначно станет куда как более враждебной. Поскольку Кремль фактически закрыл пресловутый «Курильский вопрос», официальный Токио более не нуждается в хороших отношениях с Москвой, а общественность уже требует ужесточения политики до максимума.

В свете всего вышеперечисленного ускоренное строительство коридора Север-Юг рассматривается уже не как блажь кабинетных стратегов, а как острая государственная необходимость.

Но тут снова возникает фактор геополитики. И возможный эксперт нестабильности из Афганистана – лишь часть уравнения. Речь также о экспансии Турции в Закавказье и Центральную Азию. Анкара стремится создать свой собственный транспортный коридор, но уже из КНР в Европу.

Не нужен коридор Север-Юг и Китаю, ибо такой «Шелковый путь» автоматически усилит позиции Индии и России. А о возможной позиции по этому евразийскому проекту со стороны Соединенных Штатов можно судить хотя бы по их яростной войне с российскими газовыми «потоками» в Европе.

Для американцев Мультимодальный транспортный коридор Север-Юг вообще представляет собой почти идеальную мишень, ибо сразу две транзитные страны – Иран и РФ находятся под санкциями, которые при желании можно сделать буквально перекрестными, с атаками по всем участникам сообщества, включая и европейские государства.

Остановить стремительно продвигающуюся экономическую интеграцию в Евразии такие запреты уже не смогут, но задержать – способны. И полоса нестабильности и неопределенности, протянувшаяся в 2020-21 годах от армяно-азербайджанской границы до восточных пределов Афганистана, рискует стать самой первой из подобных «санкций». Независимо от того, стало ли её появление случайным или нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *