Хитрые самолеты ГРУ: Авиапарк военной разведки пополнился двумя бортами

Хитрые самолеты ГРУ: Авиапарк военной разведки пополнился двумя бортами

Выйдя из Договора по открытому небу (ДОН), заметим, что первыми это сделали США, Россия, по большому счёту, мало что потеряла. Зато получила два специально построенных под эту программу самолёта Ту-214, «начинка» которых при незначительной доработке позволяет превратить их в воздушных разведчиков.

На самом деле самолётов-разведчиков на вооружении российской армии не так уж и много. Летают ещё в составе авиации ВМФ и ВКС «воздушные шпионы» Ил-20/22 в разных модификациях. Таких насчитывается порядка 30 единиц, самому «свежему» из них уже исполнилось 45 лет.

17 сентября 2018 года Ил-20 был сбит по ошибке сирийским комплексом С-200 при заходе на посадку в аэропорту Хмеймим. Есть ещё и российские «АВАКС» (по аналогии с американским разведчиком Boeing E-3 Sentry) — самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и А-50У (9 единиц), предназначение которых легко определяется по тарелкообразной антенной сверху фюзеляжа.

Используются в качестве разведчиков и другие самолёты — Ан-71, Су-24, но там масштаб и возможности поменьше. Большие надежды у военной разведки были на самолёт специального назначения А-100 «Премьер» на базе военно-транспортного Ил-76МД-90А, но их строительство застопорилось — на ходу только один.

В этом списке нужно назвать и самолёт Ту-214Р, самый современный и «навороченный» в линейке воздушных разведчиков. Однако их всего два. Вернее, уже четыре — за счёт пополнения из самолётов, предназначавшихся для ДОН.

Россия изначально использовала для наблюдательных полётов в рамках этой программы переоборудованные Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1. Появившиеся позднее самолёты Ту-214 ОН были оснащены специальной аппаратурой — всеми видами разрешённой аппаратурой наблюдения в рамках ДОН. Было выпущено два таких лайнера (в 2011-м и 2013 году), однако большей частью они простаивали на земле из-за подозрительности Пентагона по поводу установки на борту «недокументированных» систем слежения. В итоге лишь один раз российский наблюдатель проинспектировал территорию США в апреле 2019 года — пролёт был осуществлён над штатами Техас, Нью-Мексико и Колорадо. После того, как 15 января 2021 года Россия вслед за Соединенными Штатами фактически уже вышла из ДОН, эти самолёты вообще потеряли свою актуальность.

Известно, что в модификации «ОН», Ту-214 имеет оборудование для цифровой съемки, РЛС бокового обзора с синтезированной аппаратурой и инфракрасное оборудование. Эта летающая разведывательная лаборатория позволяет с высоты в 9−12 километров сканировать военные объекты в радиусе 250−400 километров, пеленгуя средства связи и радиосигналы, поступающие на пункты боевого управления. Вероятно, что подобные характеристики и послужили поводом для отказа их участия в инспекционных полетах над территорией США. При этом и возможности американских самолетов-разведчиков также достаточно высокие. Тот же Boeing ОС-135 В способен «видеть и слышать» на несколько сотен километров.

Соединенные Штаты свои Boeing ОС-135 В Open Sky («Открытое небо»), использовавшиеся в ДОН, собираются направить на «кладбище». Об этом сообщило издание The World Herald издаваемое в штате Небраска, где на авиабазе ВВС США и находятся в количестве двух единиц эти самолёты. Американским журналистам эту информацию «слил» бригадный генерал в отставке Дон Бейкон, командовавший ранее 55-м крылом US AIR FORCE, в которое и входит 45-я разведывательная эскадрилья. Он в свою очередь ссылается на доклад министра ВВС США Джона Рота. То есть американцы приняли окончательное решение не только по выходу из ДОН, но и избавления от откровенного авиационного хлама.

Российские Ту-214ОН с учётом того, что большую часть времени они простаивали, сохранили лётный ресурс. Поэтому вполне логично, что принято решение переоборудовать их в самолёт-разведчик Ту-214Р. В принципе, особо и переделывать ничего не нужно, так, добавить немного «шпионских штучек». Эти два самолёта пополнят, скорее всего, имеющийся авиапарк ГРУ (ныне Главное управление Генштаба ВС РФ), в который входят и два самолёта Ту-214Р. Их заказала в 2009-м и 2014 году в/ч 45807 — штаб-квартира военной разведки. Один из них, с регистрационным номером RF-64514, регулярно находится на российской авиабазе Хмеймим в Сирии и без дела, надо полагать, не простаивает.

Самолёты-разведчики — объекты секретные и доподлинные возможности аппаратуры не афишируются. Из известного можно отметить, что Ту-214Р оснащены многочастотным радиотехническим комплексом МРК-411, состоящим из нескольких радиолокационных станций с активными фазированными антенными решётками бокового и кругового обзора, который обеспечивает получение информации как в активном, так и в пассивном режиме. Аппаратура также позволяет вести перехват радиопереговоров. Эти самолёты оснащены и оптико-волоконной системой высокого разрешения «Фракция», которая располагается в обтекателе нижней части фюзеляжа, позволяющая получать в реальном масштабе времени, в видимом и инфракрасных диапазонах, изображения поверхности. Разработанная подмосковной компанией «ТПК Линкос», эта система обеспечивает сканирование огромным по площади участков, выдачу обработанной и синтезированной «картинки» на экраны операторов и в наземные штабы. А благодаря наличию георадара, этот самолёт-разведчик способен обнаруживать даже скрытые под землей или замаскированные объекты.

Ту-214Р (как и «ОН») создавались на Казанском авиационном заводе именно как комплексные радиолокационные, радиотехнические самолёты, способный также вести и визуальную разведку. Помимо этих функций, самолёт способен использоваться как пункт боевого управления и наведения средств поражения на обнаруженные цели. По своим характеристикам он способен с высоты в 9−12 километров вести разведку на земле на дальность до 250 километров, обнаруживать цели в глубоком тылу противника находясь под прикрытием своей авиации и средств ПВО.

Системы радиотехнической разведки способны обнаруживать РЛС и иные излучающие объекты, идентифицировать их и определять местоположение. Аппаратура способна перехватывать и радиопереговоры противника. Самолёт имеет развитые средства передачи и приёма информации.

На Ту-214ОН такого полного набора разведаппаратуры, естественно, не было, ведь проведение наблюдательных полётов предполагало наличие «контролёров» страны пребывания. Поэтому и «начинка» была несколько скромнее. Сейчас ничто не мешает её дополнить, возможно, что и более современными средствами, чем у работающих Ту-214Р. Вероятно, что «ОН» получат именно такой же литер «Р», как принадлежность к разведке. Можно предположить, что самолёты разведчики будут эксплуатироваться в первую очередь в Сирии, хотя их потребностью заинтересованы во всех военных округах России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *