«Чёрный ястреб» 30 минут летал над «Манхэттеном» без экипажа

«Чёрный ястреб» 30 минут летал над «Манхэттеном» без экипажа

Американские журналисты взорвали на страницах своих информационных агентств новую сенсационную бомбу. По сообщению агентства Defensenews.com, на днях знаменитый «Чёрный ястреб» — вертолёт UH-60 Alpha модели Black Hawk совершил свой первый беспилотный полёт. 5 февраля он в течение 30 минут летал над военной базой Форт-Кэмпбелл в штате Кентукки. Второй полёт состоялся 7 февраля. В ходе испытаний вертолёт пролетел через «городскую имитацию», стилизованную под Нью-Йорк, между знаменитыми манхэттенскими небоскребами. И теперь вроде как весь мир должен содрогнуться от увиденного. Эксперимент прошел в рамках программы Aircrew Labor In-Cockpit Automation System (ALIAS), которую поддерживает Минобороны США. Над этим проектом в фирме Sikorsky работали около шести лет.

Но при ближайшем рассмотрении и элементарном анализе «инфобомба» превращается либо в элементарное враньё, либо в рекламную акцию ещё не существующего продукта. Ничего нового. Шулера повадки не меняют. Как говорят сами американцы — «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Ту же самую поговорку можно смело адаптировать к штатовским «акулам пера»: «Не стреляйте в журналиста — он пишет, как приказано».

Но мы все-таки пальнём. Причём несколько раз — и прицельно.

Итак, вертолёт без пилота — это действительно сенсация года? Да нет. Это открытие позавчерашнего дня. В России с 2000-го года беспилотные вертолёты не производил только ленивый. Или совсем безденежный. Загибаем пальцы.

Два с лишним года назад Газпромнефть испытала беспилотный геликоптер на Восточно-Мессояхском нефтяном месторождении. Назывался он KAGU-150. Сами разработчики прозвали его «воздушным роботом». Робот смог перевезти 150 килограммов груза на расстояние 130 километров. В полёте он набрал скорость 200 километров в час. Управлял им с земли оператор. По замыслу заказчиков робота, он должен доставлять отрезанным от мира и благ цивилизации вахтовикам продукты питания, инструменты, письма от любимых и махру. По инсайдерской информации, истосковавшиеся вахтовики просили подбросить им по воздуху живых или резиновых женщин (так называемую «скорую сексуальную помощь»). Но жестокосердное начальство навстречу им не пошло, порекомендовав вахтовикам переквалифицироваться в дальнобойщики.

В том же году на авиационной выставке МАКС-2020 корпорация «Вертолёты России» тоже представила свой беспилотный вертолёт. Назывался он БАС-200. БАС весил 200 килограмм, развивал скорость до 160 километров в час и перевозил меньше — всего пятьдесят килограммов груза. Зато мог летать четыре часа подряд на высоте четыре тысячи метров. Рулили вертолётом с земли с помощью наземного комплекса управления.

Не отставали наши конструкторские бюро и в производстве боевых беспилотных геликоптеров.

В октябре 2020-ого под Саратовом прошли первые испытания «бесчеловечной машины» «Ворон-777». Разработало их по заказу Ростеха КБ «Искатель» Московского авиационного института. Это были самые настоящие «истребители танков». Принципиально их устройство ничем не отличались от вертолётов с живым экипажем. В ходе испытаний были неоднократно протестированы «глаза» и «уши» вертолета — пилотажно-навигационный комплекс, радиоканал и система управления двигателем. «Ворон» тоже мог возить на себе 150 килограммов груза и развивать скорость до 150 километров в час. По рассказам очевидцев, по вечерам после испытаний студенты, собравшись возле костра, тихо пели стилизованную ими же народную песню: «Ты не вейся, чёрный „Ворон“, над моею головой, экипажа не дождешься, сам лети на голос мой…»

Ну и вишенкой на торте боевых вертолётов можно считать компактный «геликоптер-разведчик» Zala-421−06. Его произвели на свет в конструкторском бюро ижевской компании «Zalaero group». Заказали машину спасатели. В 2008 году ижевец прошёл первые тестовые испытания на судне ледового класса в условиях полярного дня. Изначально он был предназначен для аэрофотосъёмки и ретрансляции теле- и радиосигналов, проведения экологических экспериментов, доставки медикаментов, продуктов и почты во время оказании экстренной помощи при авариях и катастрофах. Не вертолет, а воздушный спасатель-многофункционал. Только что искусственное дыхание пострадавшим не делает и шины на раны не накладывает.

«Созданный нами вертолёт взлетает и садится без прямого управления человеком — с затаённой гордостью признавался в одном из интервью главный конструктор „Zalaero group“ Александр Захаров. — Системы управления вертикального взлёта и посадки в абсолютно автономном режиме есть только в нашей стране…»

На Zala положили глаз пограничники, моряки и артиллеристы. Морякам понравилась его вертикальная палубная посадка. Пограничники приноровились гонять его от застав к разведгруппам и обратно. Их впечатлила его бесшумность и то, что он может передавать картинку не в движении, а статично. Для этого ему нужно просто на время зависнуть на месте. Артиллеристы обкатали Zala на полигоне Капустин Яр. Системы залпового огня по корректировке вертолёта снесли все цели в сорока километрах от места базирования.

— Сделать большой вертолёт беспилотным — не проблема, — убеждён подполковник спецназа «Вымпел» Евгений Келпш.

— Для спецподразделений гораздо важнее обзавестись вертолётом, который уместится в дипломате. А вот это уже совсем другая робототехника.

Вот такая вот «гамсахурдия» вытанцовывается с беспилотными вертолётами. И объясните мне, где и в чем здесь сенсация?..

Но вернемся «к нашим баранам». В смысле — к беспилотным Black Hawkам — беззаветным труженикам всех войн, которые когда-либо вели американцы. Предназначен «Чёрный ястреб» «воздушной кавалерии» (так янки романтично называют небесных извозчиков) для переброски морской пехоты из одного театра военных действий на другой. Он может перевозить в себе одиннадцать десантников и шестерых тяжелораненых. И с этой работой работяга «Ястреб» справлялся прекрасно много лет.

А теперь — внимание, вопрос. Вы бы доверили перевозить живых людей и раненых солдат беспилотному вертолёту? Я — нет. Да и никто не доверит.

Вопрос номер два. «Ястреб» — вертолёт боевой. Значит, ситуация, когда по нему будут долбать с земли изо всех стволов и калибров — для него вполне себе штатная, рабочая. Посмотрите список потерь вертолётов во Вьетнаме, Ираке, Магадишо, Афганистане, Ливии, Сирии… Он поистине бесконечен. Там трагедия на трагедии. Море крови, гора жертв, куча обломков. Режиссёр Ридли Скотт снял про это очень талантливый и правдоподобный фильм — «Падение „Чёрного ястреба“». И вы готовы будете отправить в такое пекло геликоптер без пилотов? Да за его судьбу тогда гроша ломаного никто не даст. И за судьбу перевозимых бойцов и боевого груза — тоже.

Так зачем тогда надо было проводить этот никому не нужный эксперимент длиной в шесть лет? Объяснений — несколько. И одно хуже другого.

Первое — коррупционная составляющая. Надо было просто освоить и разнести по «правильным карманам» деньги Министерства обороны, выделенные на проект-пустышку. И так шесть лет подряд. Неслабо.

Второе. Не было никакого беспилотного вертолёта. И полётов над «картонным Манхэттэном» тоже не было. Американцы в очередной раз прогнали рекламную пургу, выдав за свершившийся факт то, что существует лишь в их воображении. Обычный рекламный трюк. Проекта пока ещё нет, но деньги на него мы уже собираем. А потом глядишь, и сам проект появится. А, может, и нет. Как пойдёт.

И третье. Просто пресс-служба Министерства обороны решила оправдать свое существование. И показать хоть какую-то работу на выходе. А так как у них там (как, впрочем, и у нас) пресс-службы — зачастую расслабленные синекуры для отставных (или действующих) «походно-полевых жён», временных любовниц и беспонтовых генеральских родственников, это не кажется таким уж невозможным. Ну, пришел, например, новый начальник и резко потребовал у девчонок отчёта о проделанной работе. Пришлось резко что-то сочинять. Обычная жизненная ситуация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *