Накануне первый полет со включенным радаром совершил перспективный российский самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер». Событие очень важное и долгожданное. Предполагается, что наш «летающий глаз» будет даже превосходить по своим характеристикам американский аналог, самолет АВАКС Boeing E-3B Sentry. Однако при внимательном изучении вопроса выясняется, что все не так радужно, как бы нам хотелось.
Для чего вообще нужны самолеты ДРЛОиУ или АВАКС, про которые мы неоднократно упоминали в контексте проблем ВМФ РФ и его Морской авиации? Это комплексы электронной разведки и управления воздушного базирования, предназначенные для обнаружения объектов противника в воздухе, на воде и на земле, целеуказания и наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий. Исключительно в современном бою полезная вещь, которая дает массу преимуществ перед противником. Палубные самолеты ДРЛОиУ Grumman E-2 Hawkeye вкупе с истребительной авиацией позволяют американским АУГ контролировать широчайшие океанские просторы. Впрочем, речь сейчас пойдет не только о флоте.
Для понимания масштабов проблемы необходимо привести несколько цифр. ВВС США имеют на вооружении 33 самолета ДРЛОиУ Boeing E-3B Sentry, ВВС Великобритании имеют 7 Boeing E-3B Sentry, ВВС Франции – 4. Плюс к этому 17 самолетов АВАКС данного типа подчиняются непосредственно командованию блока НАТО. Итого – 61 «летающий радар», выполняющий функции разведки, целеуказания и координации, который объективно дает Североатлантическому альянсу сильнейшее преимущество перед Россией.
Теперь посмотрим, чем здесь и сейчас располагает Минобороны РФ. Это 2 устаревших самолета А-50 советского производства и, по некоторым данным, 7 машин, прошедших модернизацию до уровня А-50У. Это позволило повысить его ТТХ, однако они по-прежнему уступают американским Boeing E-3B Sentry, и большую проблему представляет физическое старение самого самолета-носителя, ресурс которого невозможно продлевать до бесконечности. Плюс 1 экспериментальный А-100 «Премьер». Минимальные потребности ВКС РФ в самолетах ДРЛОиУ оцениваются в 15 штук, оптимально – не менее 40. Возможно ли вообще решить в разумные сроки эту задачу?
Нашей «большой белой надеждой» является А-100 «Премьер». Он создан на базе обновленного военного самолета Ил-76МД-90А с двигателем ПС-90А-76, что позволит ему служить многие десятки лет. Двухдиапазонный локатор, оснащенный активной фазированной антенной решеткой, и специальное радиотехническое оборудование позволяют ему решать ряд важнейших для Минобороны РФ задач:
Во-первых, обнаруживать и вести одновременно до 300 целей в воздухе, на воде и на суше, осуществлять на них целеуказание.
Во-вторых, получать информацию как со своего радара, так и с космических спутников, выступая в качестве воздушного штаба.
В-третьих, осуществлять эффективную радиоэлектронную борьбу с противником.
Наконец, вести управление беспилотными летательными аппаратами. Да, очень полезный самолет, без своего АВАКСа сегодня никуда, ни на суше, ни на море.
Вот только поступление «Премьера» в войска непрерывно откладывается. Сперва речь шла про 2016 год, теперь – про 2024 год. И не факт, что так и будет.
Судя по имеющейся информации, проект подкосили западные санкции. Проблемы возникли с компонентной базой, а именно, с переходом с импортных на отечественные микрочипы. Абы какие тут не подойдут, для соответствия заявленным ТТХ оборудование должно использовать транзисторы из нитрида галлия GaN, а просто так их за нефтедоллары теперь не купишь. Импортозамещение электроники – процесс сложный и долгий. Еще одной проблемой обновления авиапарка самолетов ДРЛОиУ является дефицит их носителей. В качестве них должны использоваться Ил-76МД-90А, но АО «Авиастар-СП» пока что выпускает их всего по несколько штук в год, а ведь Илы нужны и в качестве обычных транспортников тоже.
В сухом остатке получается, что в какие-то разумные сроки большим количеством А-100 обзавестись у нас не получится. «Премьер» в конечном итоге, понятно, допилят, но он будет дорогим и достаточно редким «зверем». И что же тогда делать?
Два в одном
Тут стоит посмотреть на оппонентов, которые широко и активно используют палубный самолет ДРЛОиУ Grumman E-2 Hawkeye. Да, по своим ТТХ он несколько уступает Boeing E-3B Sentry, однако позволяет видеть самолеты противника на расстоянии до 540 километров и крылатые ракеты – до 260 километров, наводить свои истребители на цель, вести управление воздушным боем. В ВМС США и Франции E-2 Hawkeye базируются на авианосцах, давая АУГ колоссальное преимущество перед всеми. Всего палубных АВАКСов было произведено 200 единиц, в настоящее время разрабатывается более продвинутая версия E-2D.
Почему нам это может быть интересно? Да потому, что E-2 Hawkeye активно используются не только в американском, французском или японском флоте, но и в обычной сухопутной авиации. Так, например, успехи ВВС Израиля в войне с Ливаном в значительной степени были обусловлены применением самолетов ДРЛОиУ Е-2С. Они кружили на безопасном расстоянии под прикрытием истребительной авиации, контролировали все воздушное пространство противника, в целом, и давали целеуказание пилотам ЦАХАЛ, повышая эффективность их действий.
Возможно, оптимальным решением для российских авиации, армии и флота стало бы возрождение советского проекта палубного самолета ДРЛОиУ Як-44. Даже визуально понятно, что в качестве прототипа рассматривался E-2 Hawkeye, но он имел перед конкурентом важное преимущество. Если американский самолет запускался с палубы авианосца исключительно при помощи катапульты, то советский Як-44Э мог взлететь даже с трамплина. Несмотря на то, что его проектировали для АТАВКР «Ульяновск», он мог бы использоваться даже с ТАВКР «Адмирал Кузнецов», правда, взлетая частично недогруженным топливом. Однако решить эту проблему возможно за счет дозаправки в воздухе. К слову, американцы в прошлом году успешно протестировали заправку своего E-2D Advanced Hawkeye при помощи палубного беспилотника-заправщика MQ-25 Stingray.
Несмотря на то, что работы по проекту Як-44 были приостановлены, самолет по-прежнему не потерял своей актуальности. Он изначально создавался и для палубного, и обычного сухопутного базирования. Компактные и более дешевые, по сравнению с А-100, самолеты ДРЛОиУ на базе Як-44 могли бы занять широкую нишу как в базовой, так и в Морской авиации ВМФ РФ, дополнив более мощные и дорогостоящие «Премьеры». Унификация только упростит и удешевит их производство.