В Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) подсчитали, что более четверти всего крепкого алкоголя в Российской Федерации — контрафакт. И выступили за введение системы цифровой маркировки. Дескать, и поток «бодяги» удастся обуздать, и доходы государства вырастут. Однако благие намерения, как известно, ведут в ад. В данном случае, в самом прямом смысле.
«По оценке НИУ ВШЭ, в 2021 году объем нелегального оборота крепкой алкогольной продукции составляет 611 млн. штук в год», — говорится в исследовании. В переводе на долю рынка это 27%. Немало.
Любопытно, что данное исследование появилось как-то уж очень вовремя. Подозрительно вовремя. С 6 февраля 2022 года Минфин в очередной раз повысил цены на алкоголь российского производства. Минимальная отпускная розничная цена «поллитры» водки выросла с 243 рублей до 261 рублей, коньяка — с 446 рублей до 480 рублей, то есть на 7,5%. Прилично.
Де-факто алкоголя по этим ценам уже не купить, водка начинается с 300 рублей за 0,5 литра, коньяк — с 600 рублей. Переведём в доллары США, получается соответственно $4 и $8.
Специально связался с США и узнал что почём там на текущий исторический момент.
1,75-литровая бутылка (половина галлона) дешёвого «кукурузного» виски из Кентукки — около $14−15, по распродаже («акции») можно купить и дешевле, иногда даже за $10. Да, это «народное пойло», но от него ещё никто не умирал.
Итого в пересчёте на «поллитры» (в Америке данная тара не применяется, в ходу пинты, кварты и галлоны) простой крепкий алкоголь стоит те же $4, хотя можно купить и за $2,5.
Если же участь, что средняя зарплата в США составляет $3600 в месяц до уплаты налогов (данные U.S. Bureau of Labor Statistics, или же около $2800 после уплаты), то выпивка получается почти что дармовой. Однако $3600 в месяц, то есть $43 000 в год — это почти что минимум, зарплата не особо квалифицированного человека. Инженер получает от $100 000, токарь — от $70 000, водитель — $50 000, шахтёр — $70 000−80 000, хороший сварщик — от $50 000 и выше, и так далее.
Как несложно посчитать, все эти люди могут просто плавать в виски, бренди и прочей алкашке. Но почему-то этим не занимаются. Да, пьют, причём прилично. Более чем в половине штатов потребление в пересчёте на чистый спирт составляет свыше 4 галлонов в год, то есть более 18 литров на человека. В среднем же по стране выпивают 3,35 галлона, то есть 15,3 литра (данные Всемирной организации здравоохранения). В РФ — вроде как 19 литров. Да, побольше. Но в той же Германии — 20 литров, аналогично в Испании, да и Франция с Ирландией нас обгоняет.
Поддельного пойла в США нет.
Во-первых, за отравление можно сесть на 20 лет и более того. Если кто помрёт — посадят на электрический стул, в половине штатов это практикуется.
Во-вторых, банально невыгодно, вышеозначенные цены дают заработать всем, начиная от производителя зерна, заканчивая торговой точкой. Плюс работает «контроль качества», особенно в провинции.
«Местечковая Америка — вообще интересная штука. Тут вам не продадут землю или дом, будете качать права — могут «случайно» пристрелить. Полиция стрелка оправдает, а вас, если выживите, ещё и посадят. Простому русскому эмигранту, особенно если он водитель или там слесарь, ещё продадут. Обязательно у кого-то найдётся троюродная бабушка Марта, у которой был дед Айвен из России.
А вот своему «метеросексуалу» из Вашингтона точно не продадут, негру — тем более. Так вот, все тут пьют своё местное пойло, из винокурни дяди Джона. Винокурни сто лет с лишним, все его предки гнали кукурузный вискарь. В том числе в годы «сухого закона», о чём все, включая шерифа, знали. Дядя Джон следит за качеством, и цены не задирает. Иначе ему по-свойски разобьют морду», — рассказывает об «одноэтажной Америке» один наш бывший соотечественник.
Алкоголь в России очень дорог, особенно в пересчёте на зарплаты. И повышение цен на него играет резко отрицательную роль. Это вовсе не забота о нашем с вами здоровье, с теми дельцами, что нынче во власти, даже заикаться о подобном глупо. Напротив, всё делается для того, чтобы нас становилось меньше, чтобы мы травились суррогатным алкоголем и вымирали.
Все участники рынка почти что орут о необходимости снижения нагрузки на отрасль. Чем больше акцизов и прочих поборов, тем больше контрафакта. Собственно, все всё знают, власти в особенности. Так, в 2015-м, после двукратного роста акциза, потребление легальной водки моментально упало, причём почти вдвое — с 103 млн. дал. до 63 млн. дал. Пить меньше не стали, вместо резко подорожавшей «беленькой» стали употреблять заведомое «палево» и суррогаты.
«Сократить рынок поддельного алкоголя можно через снижение стоимости акциза», — уверен кандидат экономических наук, генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский.
Но власти занимаются прямо противоположным, вводится новая, дублирующая «цифровая» маркировка, которая ещё сильней взвинтит цены. Собственно, за неё и «топит» НИУ ВШЭ! Результат будет обратным, алкоголь опять подорожает, и доля контрафакта вырастет. Участники рынка уже отправили на эту тему коллективное письмо в правительство РФ.
«Внедрение дублирующей маркировки средствами идентификации системы „Честный знак“ существенно увеличит административную и финансовую нагрузку на производителей и импортеров алкогольной продукции, что, в свою очередь увеличит цену алкогольной продукции для конечных потребителей. Внедрение новых средств идентификации алкогольной продукции, в дополнение к существующим специальным маркам и действующей системе ЕГАИС, является избыточным. Очевидно, это не может дать каких-либо результатов в борьбе с продажей нелегального алкоголя», — говорится в письме.
«В результате вместо борьбы с контрафактной продукцией, мы можем получить дополнительный рост нелегального рынка алкоголя и приток в него новых игроков и клиентов», — уверен президент Simple Group Максим Каширин.
«Нужно будет закупить технику, которая будет наносить и штрихкодировать эти марки. Кроме этого, будет еще документальное сопровождение, которое ты должен будешь вести, бухгалтерия», — отметил президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев.
Производители контрафакта, естественно, от подобных расходов освобождены. А на бутылки они что-нибудь наляпают. Не стоит наивно думать, что те же акцизные марки все легальные, автор этого материала своими глазами видел целые морские контейнеры данных бумажек, которыми активно торговали приезжие из солнечной Армении.
Особо не скрываясь, прямо на одном оптовом продовольственном рынке недалеко от МКАД. Напечатают и «Честный знак», точнее, купят в этих самых «уполномоченных» типографиях. Цена вопроса невелика, а «друзей человека» никто не трогает — творят что хотят. Собственно, именно про это намедни разглагольствовал Дмитрий Медведев — что в «этнических преступных анклавах» законодательство РФ не действует.
А вот легальным производителям придётся пройти все круги российского бюрократического ада и заплатить по полной программе. На сегодня в структуре цены легального крепкого алкоголя акциз и НДС составляют около 65%, с введением «цифровой» маркировки данный показатель ещё сильней увеличится. На сколько конкретно — пока непонятно.
«Понятно, что не будет ни в разы и даже, наверное, не на десятки процентов. Ну, на несколько рублей это подорожает, но, опять же, потребитель заплатит, в общем-то, ни за что. За какой-то лишний стикер, который только будет мешать еще и восприятию нормальному винной бутылки. На ней и так много лишнего наклеено сейчас. Начиная от акцизной марки, заканчивая контрэтикеткой с огромным количеством такой избыточной для потребителя информации», — считает партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев.
Кстати, какой процент крепкого алкоголя в РФ легальный, по сути, неизвестно. То есть известно, но это — архисекретная информация. Вышеозначенные 27% — не более чем цифра «с потолка», вроде как и серьёзная, но такая, чтобы никто особо не испугался. Тогда как участники рынка поговаривают о 50%, и более того.
Интересно, что НИУ ВШЭ считается «либеральной» конторой, которая всегда, типа, против власти. Но это не более чем видимость.
«По нашим оценкам, прибыль добросовестных участников рынка при сокращении нелегального оборота на 70% может вырасти на 17−18 млрд. рублей, а чистый выигрыш добросовестных производителей от введения обязательной маркировки может составить 10−11 млрд. рублей в год. Доходы государства вырастут на 73−79 млрд. рублей в год», — так деятели из НИУ ВШЭ рекламируют «цифровую» маркировку.
Данные о смертности от контрафактного алкоголя тоже скрываются, в причинах смерти очень редко пишут правду. «Сердечная недостаточность», «проблемы с пищеварением», «гипертония», и так далее. По данным экспертов федерального проекта «Трезвая Россия», от контрафактного спиртного Россия ежегодно теряет более 500 тысяч человек. И с каждым годом эта цифра увеличивается — по мере роста цен в магазинах.