Азербайджан осваивает территории, где его нога не ступала много лет

Азербайджан осваивает территории, где его нога не ступала много лет

Пока Армения концентрируется на внутриполитических процессах, Азербайджан последовательно осваивает территории, перешедшие под его контроль по трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года, и делает шаги по их интеграции в экономику страны. Прокладывает автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии электропередач, строит электростанции и аэропорты, осуществляет проекты по развитию сельского хозяйства. Судя по распространяемым местными СМИ информациям, работы в основном финансируются из средств госбюджета.  Однако в последний период заметно растет интерес к вложению инвестиций в эти проекты со стороны зарубежных компаний.

К работам по освоению перешедших под его контроль территорий Азербайджан приступил вскоре после окончания военных действий в Нагорном Карабахе.  В октябре прошлого года был введен в эксплуатацию международный аэропорт в Физули. Объект был построен менее чем за год, а торжественно открыли его президенты Азербайджана и Турции.  В апреле 2021 года начато строительство еще одного международного аэропорта в Зангиланском районе, который должен вступить в строй в 2022 году. Об этом, как сообщили азербайджанские СМИ, президент Ильхам Алиев заявил на проходившем в Баку в начале февраля Форуме молодежи. Третий в этом регионе аэропорт власти Азербайджана собираются построить в Лачинском районе.

В Азербайджане говорят о том, что территории, которые до второй карабахской войны контролировались Арменией, вообще не развивались. Там была устаревшая, построенная еще в годы советской власти инфраструктура, большая часть которой вышла из строя. Поэтому работы по освоению территорий, по словам представителей азербайджанских властей, приходится начинать с нуля.

«Здесь никогда не было аэропортов. Эти территории не развивались, а деградировали вследствие оккупации. Материальное наследие, созданное в советский период Советским Азербайджаном, было фактически уничтожено, поэтому приходится заново восстанавливать эти территории уже на основании тех технических достижений, которые существуют в мире сегодня», — заявил в беседе с «Ритмом Евразии» азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде.

По его оценке, правительство Азербайджана взяло курс на создание современной экономической площадки, которая интегрирует в себя все мировые достижения в области градостроительства, сельского строительства. А конечной целью освоения этих территорий является их интеграция как в экономику страны, так и в региональные хозяйственные связи.

«Поэтому строительство автомобильных, железных дорог, аэропортов и других коммуникаций является основной частью данного проекта. Причем некоторые автомобильные и железнодорожные артерии будут связывать этот регион с сопредельными странами», — заметил И. Велизаде.

Строительство автодороги Талыш-Тапгарагоюнлу-Гашалты-Нафталан в Тертерском районе

На восстановление перешедших под его контроль территорий Баку тратит солидные бюджетные средства. Так, по информации азербайджанских СМИ, в 2021 году на эти цели было выделено 2,2 млрд манатов, или около $1,3 млрд. Примерно столько же планируется направить на эти цели в текущем году. А по предварительным оценкам азербайджанских экономистов, общая сумма, которую нужно будет потратить на полное восстановление этих земель, составит порядка $10 млрд. Процесс будет длительным.

«До полутора миллиардов долларов было выделено на реабилитационные и строительные работы в прошлом году. Но и эти суммы до конца освоены не были. Азербайджан располагает достаточными средствами, чтобы реализовать те или иные проекты. Единственное, чего сегодня не хватает, это времени. Хотя в целом ряде случаев работы ведутся с утра до ночи, физически освоить средства и объем работ полностью не удается. Поэтому часть работ приходится переносить на следующий год. Думаю, что средства, которые сегодня выделяются на эти цели, оптимальные. Можно, конечно, направлять и больше, но опыт свидетельствует, что они не будут освоены. Хотя работы идут в очень плотном режиме», — отметил И. Велизаде.

Помимо чисто гражданских объектов Азербайджан строит здесь и объекты военного назначения. Согласно одной из последних информаций местных СМИ, новая военная инфраструктура сдана в эксплуатацию в Кельбаджарском районе. На открытии новых сооружений присутствовало руководство министерства обороны. А министр обороны дал поручения по дальнейшему улучшению социально-бытовых условий военнослужащих и обеспечению ведения боевого дежурства на высоком уровне.

«Если говорить о масштабах и характере работ, то строятся не только гражданские, но и военные объекты: казармы, соответствующие инженерные сооружения на границе, блокпосты и другие сооружения, и это тоже требует средств», — пояснил эксперт.

По его же информации, немалые средства выделяются на проекты в сфере энергетики, в основном на строительство сети малых гидроэлектростанций. Помимо пяти гидроэлектростанций, о завершении строительства которых в этом году Ильхам Алиев говорил на молодежном форуме, в регионе возводятся также ветровые и солнечные электростанции и осваиваются источники возобновляемой энергии. Параллельно создается необходимая энергоструктура.

«Там практически ничего не было. Поэтому заново строятся линии электропередач, территории газифицируются. Проводится оптико-волоконный кабель для интернета. Парадокс в том, что в нагорной части Карабаха какие-то объекты еще были, потому что там жили люди, но когда мы зашли на эти территории, то увидели, в каком они ужасающем состоянии. Даже те объекты, которые были построены в советские годы, нужно было либо сносить и строить новые, либо капитально реконструировать. Ни электрических подстанций, ни водораспределительных станций, ни газораспределительных станций там вообще не было. В населенных пунктах отсутствовала канализация. Значительная часть домов была аварийной. А там, где раньше проживало азербайджанское население, даже дома были разобраны. Поэтому никакого смысла работать над латанием этих объектов не было», — поделился впечатлениями наш собеседник.

Интересно, что поддержку Азербайджану в проведении восстановительных работ уже объявил и ряд зарубежных компаний. Так, например, посол России в Баку Михаил Бочарников еще осенью прошлого года сообщил, что целый ряд российских компаний обратились к нему с запросами о возможности участия в строительных работах в Азербайджане. А КАМАЗ уже открыл ремонтный цех в свободной экономической зоне в Джабраильском районе.

По словам Ильгара Велизаде, правительство страны специально создало две свободные экономические зоны в Агдаме и Джабраиле, чтобы привлекать к восстановительным процессам зарубежные компании, аккумулировать их средства и направлять на уже осуществляемые или запланированные проекты.

По информации эксперта, недавно в Баку побывал министр дорог и градостроительства Ирана и также заявил о готовности иранских компаний к участию в инфраструктурных проектах. Иранские предприниматели проявляют интерес к строительству оросительных каналов, малых ГЭС и дорожному строительству.

Британские и итальянские компании заинтересованы в сотрудничестве в сфере энергетики, израильские компании привлекает агропромышленный сектор. Арабские инвесторы готовы вложить средства в развитие возобновляемой энергетики, агропромышленного сектора с тем, чтобы в будущем вывозить производимую на этих территориях продукцию в свои страны.

«Конечно, сотрудничают с нами турецкие компании, проявляют интерес грузинские компании, приезжали и интересовались ситуацией венгерские компании. Список стран большой. Единственная проблема сейчас – отсутствие на этих территориях достаточной инфраструктуры, необходимой для того, чтобы эти компании приступили к работе. Но определенные первые шаги в этом направлении уже сделаны», — заявил И. Велизаде.

Помимо отсутствия инфраструктуры, здесь есть еще одна, главная, по оценке эксперта, проблема – земли буквально нашпигованы взрывчаткой. «Основное препятствие сегодня — это сплошь и рядом заминированные территории. Освобождение их от мин — главное условие для реализации всех задуманных проектов», — заключил наш собеседник.

Азербайджан, полностью освоившись в роли победителя, при поддержке стратегического партнера Турции настоятельно проводит свои интересы в регионе и пытается довести до конца процесс возвращения контроля над всем Нагорным Карабахом. В то время как Армения, пожиная плоды поражения после многолетнего преимущества, пока лишь отступает и колеблется. Оппозиция обвиняет правительство в измене интересов родины, а власть пытается заручиться поддержкой влиятельных, в основном западных, партнеров. Такова сегодняшняя действительность.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *