Пока Армения концентрируется на внутриполитических процессах, Азербайджан последовательно осваивает территории, перешедшие под его контроль по трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года, и делает шаги по их интеграции в экономику страны. Прокладывает автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии электропередач, строит электростанции и аэропорты, осуществляет проекты по развитию сельского хозяйства. Судя по распространяемым местными СМИ информациям, работы в основном финансируются из средств госбюджета. Однако в последний период заметно растет интерес к вложению инвестиций в эти проекты со стороны зарубежных компаний.
К работам по освоению перешедших под его контроль территорий Азербайджан приступил вскоре после окончания военных действий в Нагорном Карабахе. В октябре прошлого года был введен в эксплуатацию международный аэропорт в Физули. Объект был построен менее чем за год, а торжественно открыли его президенты Азербайджана и Турции. В апреле 2021 года начато строительство еще одного международного аэропорта в Зангиланском районе, который должен вступить в строй в 2022 году. Об этом, как сообщили азербайджанские СМИ, президент Ильхам Алиев заявил на проходившем в Баку в начале февраля Форуме молодежи. Третий в этом регионе аэропорт власти Азербайджана собираются построить в Лачинском районе.
В Азербайджане говорят о том, что территории, которые до второй карабахской войны контролировались Арменией, вообще не развивались. Там была устаревшая, построенная еще в годы советской власти инфраструктура, большая часть которой вышла из строя. Поэтому работы по освоению территорий, по словам представителей азербайджанских властей, приходится начинать с нуля.
«Здесь никогда не было аэропортов. Эти территории не развивались, а деградировали вследствие оккупации. Материальное наследие, созданное в советский период Советским Азербайджаном, было фактически уничтожено, поэтому приходится заново восстанавливать эти территории уже на основании тех технических достижений, которые существуют в мире сегодня», — заявил в беседе с «Ритмом Евразии» азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде.
По его оценке, правительство Азербайджана взяло курс на создание современной экономической площадки, которая интегрирует в себя все мировые достижения в области градостроительства, сельского строительства. А конечной целью освоения этих территорий является их интеграция как в экономику страны, так и в региональные хозяйственные связи.
«Поэтому строительство автомобильных, железных дорог, аэропортов и других коммуникаций является основной частью данного проекта. Причем некоторые автомобильные и железнодорожные артерии будут связывать этот регион с сопредельными странами», — заметил И. Велизаде.
Строительство автодороги Талыш-Тапгарагоюнлу-Гашалты-Нафталан в Тертерском районе
На восстановление перешедших под его контроль территорий Баку тратит солидные бюджетные средства. Так, по информации азербайджанских СМИ, в 2021 году на эти цели было выделено 2,2 млрд манатов, или около $1,3 млрд. Примерно столько же планируется направить на эти цели в текущем году. А по предварительным оценкам азербайджанских экономистов, общая сумма, которую нужно будет потратить на полное восстановление этих земель, составит порядка $10 млрд. Процесс будет длительным.
«До полутора миллиардов долларов было выделено на реабилитационные и строительные работы в прошлом году. Но и эти суммы до конца освоены не были. Азербайджан располагает достаточными средствами, чтобы реализовать те или иные проекты. Единственное, чего сегодня не хватает, это времени. Хотя в целом ряде случаев работы ведутся с утра до ночи, физически освоить средства и объем работ полностью не удается. Поэтому часть работ приходится переносить на следующий год. Думаю, что средства, которые сегодня выделяются на эти цели, оптимальные. Можно, конечно, направлять и больше, но опыт свидетельствует, что они не будут освоены. Хотя работы идут в очень плотном режиме», — отметил И. Велизаде.
Помимо чисто гражданских объектов Азербайджан строит здесь и объекты военного назначения. Согласно одной из последних информаций местных СМИ, новая военная инфраструктура сдана в эксплуатацию в Кельбаджарском районе. На открытии новых сооружений присутствовало руководство министерства обороны. А министр обороны дал поручения по дальнейшему улучшению социально-бытовых условий военнослужащих и обеспечению ведения боевого дежурства на высоком уровне.
«Если говорить о масштабах и характере работ, то строятся не только гражданские, но и военные объекты: казармы, соответствующие инженерные сооружения на границе, блокпосты и другие сооружения, и это тоже требует средств», — пояснил эксперт.
По его же информации, немалые средства выделяются на проекты в сфере энергетики, в основном на строительство сети малых гидроэлектростанций. Помимо пяти гидроэлектростанций, о завершении строительства которых в этом году Ильхам Алиев говорил на молодежном форуме, в регионе возводятся также ветровые и солнечные электростанции и осваиваются источники возобновляемой энергии. Параллельно создается необходимая энергоструктура.
«Там практически ничего не было. Поэтому заново строятся линии электропередач, территории газифицируются. Проводится оптико-волоконный кабель для интернета. Парадокс в том, что в нагорной части Карабаха какие-то объекты еще были, потому что там жили люди, но когда мы зашли на эти территории, то увидели, в каком они ужасающем состоянии. Даже те объекты, которые были построены в советские годы, нужно было либо сносить и строить новые, либо капитально реконструировать. Ни электрических подстанций, ни водораспределительных станций, ни газораспределительных станций там вообще не было. В населенных пунктах отсутствовала канализация. Значительная часть домов была аварийной. А там, где раньше проживало азербайджанское население, даже дома были разобраны. Поэтому никакого смысла работать над латанием этих объектов не было», — поделился впечатлениями наш собеседник.
Интересно, что поддержку Азербайджану в проведении восстановительных работ уже объявил и ряд зарубежных компаний. Так, например, посол России в Баку Михаил Бочарников еще осенью прошлого года сообщил, что целый ряд российских компаний обратились к нему с запросами о возможности участия в строительных работах в Азербайджане. А КАМАЗ уже открыл ремонтный цех в свободной экономической зоне в Джабраильском районе.
По словам Ильгара Велизаде, правительство страны специально создало две свободные экономические зоны в Агдаме и Джабраиле, чтобы привлекать к восстановительным процессам зарубежные компании, аккумулировать их средства и направлять на уже осуществляемые или запланированные проекты.
По информации эксперта, недавно в Баку побывал министр дорог и градостроительства Ирана и также заявил о готовности иранских компаний к участию в инфраструктурных проектах. Иранские предприниматели проявляют интерес к строительству оросительных каналов, малых ГЭС и дорожному строительству.
Британские и итальянские компании заинтересованы в сотрудничестве в сфере энергетики, израильские компании привлекает агропромышленный сектор. Арабские инвесторы готовы вложить средства в развитие возобновляемой энергетики, агропромышленного сектора с тем, чтобы в будущем вывозить производимую на этих территориях продукцию в свои страны.
«Конечно, сотрудничают с нами турецкие компании, проявляют интерес грузинские компании, приезжали и интересовались ситуацией венгерские компании. Список стран большой. Единственная проблема сейчас – отсутствие на этих территориях достаточной инфраструктуры, необходимой для того, чтобы эти компании приступили к работе. Но определенные первые шаги в этом направлении уже сделаны», — заявил И. Велизаде.
Помимо отсутствия инфраструктуры, здесь есть еще одна, главная, по оценке эксперта, проблема – земли буквально нашпигованы взрывчаткой. «Основное препятствие сегодня — это сплошь и рядом заминированные территории. Освобождение их от мин — главное условие для реализации всех задуманных проектов», — заключил наш собеседник.
Азербайджан, полностью освоившись в роли победителя, при поддержке стратегического партнера Турции настоятельно проводит свои интересы в регионе и пытается довести до конца процесс возвращения контроля над всем Нагорным Карабахом. В то время как Армения, пожиная плоды поражения после многолетнего преимущества, пока лишь отступает и колеблется. Оппозиция обвиняет правительство в измене интересов родины, а власть пытается заручиться поддержкой влиятельных, в основном западных, партнеров. Такова сегодняшняя действительность.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram