Возможно, наших читателей удивляет, почему мы столько времени уделяем состоянию российского военно-морского флота, его проблемам и перспективам. К сожалению, далеко не все понимают, что Удар, если он, не дай Бог когда-нибудь случится, придет не в виде натовских танковых клиньев, а с моря. Проблема заключается в том, что потенциальный противник имеет мощнейшие ВМС, но про ВМФ РФ на сегодняшний день этого сказать нельзя. Количественное и качественное отставание может сыграть с «великой сухопутной державой» в итоге очень злую «шутку».
Россия имеет четыре флота и одну флотилию, Каспийскую. Не секрет, что все российские стратегические подводные лодки распределены по двум океанским флотам, Северному и Тихоокеанскому. Причем, большинство РПКСН находится именно на Северном, который считается для них более безопасным из-за того, что боевое дежурство осуществляется под мощной деловой шапкой, а сложная акустическая обстановка затрудняет поиск и уничтожение подлодки вражескими субмаринами-охотниками. К этому моменту мы еще вернемся чуть подробнее.
Тихоокеанский флот
Как мы уже рассказывали, на Тихом океане ВМФ РФ держит 4 РПКСН, а также несколько ПЛАРК и ДЭПЛ, которые и составляют основу российской ударной мощи против Японии и США. Пару дней назад во время учений ТОФ неподалеку от Курильских островов была обнаружена американская АПЛ класса «Вирджиния». Как сообщается, ее смогли выявить совместными усилиями противолодочного самолета Ил-38 и российской подлодки, участвовавшей в маневрах. «Вирджиния» проигнорировала приказ о всплытии и скрылась, применив спецсредства для создания ложного следа.
Существует немалая вероятность, что Пентагон целенаправленно «засветил» субмарину, созданную специально для охоты на российские подводные лодки, чтобы отвлечь внимание Минобороны РФ от западного направления, куда сосредоточены все самые боеспособные воинские части и корабли ВМФ.
В настоящее время на Тихом океане для прикрытия ПЛАРБ у нас имеется один относительно боеспособный фрегат «Маршал Шапошников», модернизация которого вызывает определенные вопросы, устаревший БПК «Адмирал Пантелеев», фактически не имеющий системы ПВО, и старый эсминец проекта «Сарыч», плюс в маневрах принимают участие четыре корвета проектов 20380/20385, обладающие довольно приличным по ТТХ комплексом ПВО «Редут», имеющим довольно скромный боезапас. Это к вопросу о возможности ТОФ обеспечить безопасное развертывание РПКСН в районе боевого патрулирования, где против них будет действовать многочисленная противолодочная авиация, а также малозаметные субмарины-охотники типа «Вирджинии» или «Сивульфа».
Северный флот
Северный флот объективно является самым сильным и боеспособным в составе ВМФ РФ. Именно тут находятся самые мощные надводные корабли и наибольшее количество ПЛАРБ и ПЛАРК. В зоне его ответственности находится Арктика. Не секрет, что российские РПКСН несут боевое дежурство в Северном ледовитом океане, что дает им массу преимуществ: противолодочная авиация просто бесполезна, без атомного ледокола многоцелевым эсминцам и фрегатам ВМС США и блока НАТО там делать просто нечего. Остаются только субмарины-охотники, но и их деятельность осложнена уникальной гидроакустической остановкой, которую создают непрерывно движущиеся льдины.
Это позволяет североморцам-подводникам с сочувствием посматривать на тихоокеанцев. Но будет ли так всегда — вот вопрос ценой в национальную безопасность России. Не факт.
Во-первых, американцы проводят регулярные учения под названием ICEX (Ice Experiments), в ходе которых упорно отрабатывают поиск и уничтожение (российских) подводных лодок под арктическими льдами. АПЛ ВМС США проводят подледные стрельбы новейшими торпедами в условиях сложнейшей гидроакустической обстановки и рельефа.
Во-вторых, они разрабатывают передовые технологии по поиску скрывающихся подводных лодок и очевидно добились в этом значительных успехов. Об этом необходимо рассказать подробнее, поскольку технологический прорыв США и блока НАТО в данной сфере может представлять реальную угрозу стратегической безопасности нашей страны.
«Первая эскадра необитаемых подводных аппаратов» (UUVRON-1)
С 2016 года к учениям ICEX Пентагон начал активно привлекать ученых, специализирующихся в робототехнике, а именно, из компании Bluefin robotics, принадлежащей General Dynamics. Были созданы автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА), размеры которых позволяют выпускать их через торпедные аппараты подлодки. Подводные дроны проводили исследования, касающиеся звукопроводимости различных слоев воды подо льдами. Догадаться, зачем американцам это понадобилось, нетрудно: таким образом вычисляется, где именно сподручнее прятаться от подстерегающих охотников российским РПКСН.
Но, увы, этим дело не закончилось. В 2016 году в США было создано новое подразделение, получившее название «Первая эскадра необитаемых подводных аппаратов» (Unmanned Undersea Vehicle Squadron 1). Чем именно оно занимается, можно понять, сопоставив имеющиеся открытые данные.
В 2019 году военное подразделение корпорации Boeing получило заказ на строительство четырех беспилотных субмарин Echo Voyager. Это необитаемый дизель-электрический подводный дрон весом в 50 тонн. Дальность его плавания в автономном режиме достигает внушительных 6500 миль. По заявлениям разработчиков, Echo Voyager сможет уничтожать подлодки и корабли, вести РЭБ-борьбу. Размеры аппарат позволяют установить в его носовой части достаточной мощный гидроакустический комплекс (ГАК), а также различные вооружения в специальном отсеке. Это могут быть, например, торпеды.
Или не торпеды, а необитаемые автономные подводные аппараты. АНПА смогут действовать как разведчики либо автономно, либо через шланговую катушку телеуправления от Echo Voyager, который будет выступать в качестве носителя, находясь от дрона на расстоянии в десятки километров. Несколько таких автономных подводных аппаратов будут способны создать целую разведывательную сеть, трехмерную. Echo Voyager смогут осуществлять торпедные удары самостоятельно либо передавать данные целеуказания управляемым «охотникам» типа «Вирджинии» или «Сивульфа». Аналогичным образом смогут дистанционно управлять «на поводке» подводным роботами-разведчиками и сами подводные лодки, используя их, например, для уничтожения донных мин, подводных кабелей и иных целей.
Все это вполне реалистично и очень опасно, поскольку делает Северный ледовитый океан весьма небезопасным для субмарин местом. Вопрос об устойчивости Морской компоненты СЯС становится все более злободневным.