По данным «РЖД логистика», эта структура и железные дороги Ирана запланировали открыть еженедельный скоростной агроэкспресс в обоих направлениях (через Азербайджанскую Республику) до конца первого квартала с.г. Для этих перевозок предусматриваются сниженные тарифные расценки. Проект реализуется также на основе соглашений (вторая половина 2010-х гг.) особой экономической зоны «Лотос» в Астраханской области со специальными торговыми зонами «Энзели» и «Чехбехар» (Иран).
В направлении на Иран будут перевозиться в основном зерновые грузы, молочная продукция, продукты птицеводства, халяльное мясо. В обратном направлении будут направляться плодоовощная продукция (включая консервную), цитрусовые, сухофрукты, оливковое масло, зелень, орехи. Ассортимент поставок с российской стороны будет расширяться в течение года за счет включения новых поставщиков-грузоотправителей из Ставропольского края, Дагестана и Нижнего Поволжья.
Кроме того, в российско-иранский агроэкспресс возможно частичное включение продовольственных грузов, взаимно поставляемых между РФ и Азербайджаном.
По данным Минсельхоза РФ и «РЖД логистика», тестовый рейс по перевозке иранского продовольствия в Москву в рамках агроэкспресса (январь с.г.) подтвердил эффективность данного способа доставки продовольствия, особенно скоропортящихся грузов, на дальние расстояния. Востребованность российско-иранского агроэкспресса обусловлена и тем, что к 2030 году потенциал агропромышленных поставок из России в Иран оценивается не меньше 1,7 млрд долл., из Ирана в РФ — минимум в 1,3 мдрд долл. (в текущих ценах). Эти прогнозные показатели более чем вдвое выше уровня взаимных поставок сельхозпродукции в начале 2020-х гг.
Организация агроэкспресса Иран-Россия-Иран, по оценке обеих сторон, отражает обоюдную заинтересованность в широком товарном ассортименте зоны свободной торговли РФ и в целом ЕАЭС с Ираном.
Наш корр.