Недавний инцидент на Тихом океане с американской подводной лодкой, проникшей на 4 километра вглубь российских территориальных вод, наделал много шума. Можно предположить, что АПЛ сознательно позволила себя обнаружить, чтобы продемонстрировать неготовность ТОФ РФ противостоять подводной угрозе. Какие же выводы нам необходимо будет сделать?
Ситуация выглядит крайне неприглядно. Судя по заявлениям представителей нашего оборонного ведомства, фрегат «Маршал Шапошников» был вынужден целых 3 часа гоняться за субмариной, которая при желании могла бы спокойно уйти из российских территориальных вод менее чем за четверть часа. При этом речь идет только об одной иностранной подлодке, американской профессиональной «охотнице» на другие субмарины класса «Вирджиния». С высокой долей вероятности можно допустить, что одновременно с ней в районе могли действовать и иные подлодки, например, новейшие японский ДЭПЛ. Если это действительно так, то в Минобороны РФ либо предпочли не политизировать без крайней нужды этот вопрос на фоне «Курильской проблемы», либо иные субмарины просто не были обнаружены.
И это самый плохой для нас вариант. Кто и как реально смог обнаружить американскую АПЛ?
Например, это могла быть дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Варшавянка», входящая в состав Тихоокеанского флота РФ. После обнаружения координаты АПЛ были переданы фрегату «Маршал Шапошников», который в течение нескольких часов гонялся за «Вирджинией». Однако вскоре появились важные уточнения. Некий осведомленный источник в военно-морской сфере сообщил ТАСС по данному поводу следующее:
В деле появился противолодочный самолет Ил-38. Быть может, это именно он главный герой того дня?
Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать нынешнее состояние противолодочной авиации ВМФ РФ, которая представлена исключительно немногочисленными старыми самолетами еще советского производства. Это противолодочник средней дальности Ил-38 и дальний Ту-142.
Ил-38 разрабатывался на базе пассажирского лайнера Ил-18В для морской разведки, поиска и уничтожения подводных лодок противника, проведения поисково-спасательных операций, а также установки минных заграждений. Его противолодочное оборудование состоит из магнитометра АПМ-60 или АПМ-73, поисково-прицельной системы «Беркут-38», ненаправленных радиогидролокационных буев РГБ-1, пассивных направленных РГБ-2, а также автономных гидроакустических пассивно-активных станций РГБ-3 и РГБ-16. Ударные вооружения представлены противолодочными торпедами АТ-1 и АТ-2 либо ракетами АПР-1 и АПР-2, противолодочными бомбами, морскими минами, потенциально — противокорабельными ракетами Х-35. К существенным недостаткам Ил-38 можно отнести отсутствие оборонительного стрелково-пушечного вооружения, а также оптического или телевизионного бомбового прицела. Из-за этого сброс бомб и мин приходится делать чуть ли не на глазок.
Изменить ситуацию к лучшему позволила интеграция новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», которая в 4 раза повысила возможности по поиску и обнаружению субмарин потенциального противника по сравнению с базовым Ил-38. Радар высокого разрешения, теплотелевизионная, радиогидроакустическая и магнитометрическая системы, а также система радиоэлектронной разведки, входящие в состав «Новеллы», позволяют модернизированному Ил-38Н обнаруживать и вести не только подводные, но и надводные, и воздушные цели на расстоянии в 320 и 90 километров, соответственно, общим числом до 50.
Иначе говоря, модернизированный Ил-38Н действительно смог бы отследить малошумную АПЛ класса «Вирджиния» при помощи гидроакустических буев, будь перед ним поставлена такая боевая задача. Но в сообщении «информированного источника» фигурирует Ил-38 с устаревшим противолодочным оборудованием. Мог бы он реально поймать «охотника на субмарины»? Не факт, увы. Но почему тогда на поиск нарушителя отправили устаревший самолет?
Проблема заключается в дефиците этих самолетов. По состоянию на 2018 год, Морская авиация ВМФ РФ насчитывала 15 Ил-38 и 7 Ил-38Н, совокупно, а также 10 дальних Ту-142МР и 12 Ту-142МК/МЗ. Достаточно этого для нужд российского военно-морского флота? Конечно же, нет. По планам Минобороны, к 2025 году предполагалось модернизировать до уровня Ил-38Н до 30 Ил-38. Еще одной проблемой, помимо острого дефицита, является возраст самих самолетов. Модернизация позволяет продлить их ресурс, но бесконечно это делать невозможно.
Необходима замена самой платформы. Так, в качестве базы для противолодочного самолета средней дальности может быть использован гражданский лайнер Ил-114-300, производство которого теперь возобновлено. Самолет дальнего радиуса действия для ВМФ РФ можно сделать на основе лайнера Ту-204/214.
Авиация – один из самых страшных противников подводных лодок. Пока она у нас слаба, субмарины потенциального противника будут спокойно шастать, нарушая российские границы.