После двух резонансных аварий F-35 за последние несколько месяцев -во время плановых учений в Англии и прыжка самолета в Южно-Китайское море прямо с палубы авианосца «Карл Винсон» вопрос о «доделанности» самолета встал с новой силой. Издание Military Watch признало истребитель самым опасным в мире.
Но многие страны на всех парусах летели к заключения контракта с Министерством обороны США именно на покупку этого истребителя. В том числе и те, кто не входил в блок НАТО — та же Финляндия, например. Задолго до всех аварий финны решили резко обновить свой военно-воздушный парк и от души отовариться новой версией истребителя. Покупка 64 самолетов потянула на 9,5 млрд. долларов. Неслабо.
Но тут вышел крайне неожиданный реприманд с двумя авариями. Американская барышня-летчик так филигранно села на F-35 на палубу авианосца, что он весело и радостно упорхнул в океан. Барышня катапультировалась уже из-под воды.
«Никогда Штирлиц не был так близок к провалу». А «Фантом» — к водной глади. Как метко подметил знакомый инженер из концерна «Сухой», «бесконечно можно смотреть на три вещи — на огонь, на воду, и на то, как „Фантом“, кувыркаясь, радостно летит с палубы в открытый океан».
А некто Джеймс Браун, ведущий инженер фирмы Lockheed Martin, признался в Twitter, что в момент падения самолета у него было ощущение, будто его штаны «прямо на улице сползли до самых щиколоток».
После этой воздушно-водной феерии озадачились и финны: а стоит и всаживать такие деньги в покупку самого опасного истребителя в мире? Нужен нам такой прыгучий самолет? Может, в воде лучше того… на батуте или на лыжах? Или вообще переключиться на извечного конкурента «Фантома» — российский Су-57? За ним вроде такой «цыганочки с выходом в открытое море» не замечалось.
Заметались и американцы. По всем законам пробивного маркетинга лох…, в смысле — финнов надо было нагибать. Клиент и сам не должен «соскочить с темы», и всех остальных обязан убедить вкладывать деньги в правильные карманы. Как говорил король-лев маркетинговых джунглей Хафри Мак-Кей, «в тонком деле торговли всегда нужен впередсмотрящий баран, который приведет в нужный загон всю отару для стрижки». Медлить нельзя было ни секунды.
В роли впередсмотрящего был ожидаемо выбран главком ВВС с легко запоминающейся фамилией Паси Йокинен. Он сменил на том посту генерал-лейтенанта Перси Йокинена. Возможно, эти Йокинены даже родственники. Первый Йокинена посылал американцев с их истребителями по широко известному в народе адресу. Второй оказался куда сговорчивей. Американцам явно импонировала его внешность — что-то среднее между деревенским альфонсом, вокзальным наперсточником, барсеточным вором и жуликом на доверии. Решили брать.
Генералу быстро сделали предложение, от которого тот не смог отказаться. Йокинен ёкнул. Паси разложил пасьянс. И стал делать, что приказано. А приказано было резко дать интервью главному оборонному сайту Америки Defensenews (новости обороны), чтоб на голубом глазу обосновать выбор покупки «самого опасного самолета в мире».
И грянул гром. Йокинен дал-таки интервью. Правда, допрежь оного он благоразумно пересекся с начальником штаба ВВС США. Тот явно направил ход его мыслей в нужное русло. Заодно и конспект выступления набросал. И Паси свершил дебют. Это был восхитительный поток сознания, лжи, абракадабры и каких-то двусмысленностей. Киллер при допросе с пристрастием меньше путается в показаниях.
Мы не будем приводить этот эпос полностью. Пройдемся по ключевым моментам «явки с повинной». Но с финского на русский постараемся перевести.
«Настроение стабильное», — с порога начал свой спич Паси. Сразу отлегло от сердца. Значит, «шланги не горят, масло не течет, кукушка не едет, рубильник не упал». «По соседству с нами Украина» (Да ну?! Вот это номер…) «Но она не является основной зоной нашей ответственности (ну хоть кто-то в том мире не обеспокоен незалэжной»). Там, где мы находимся, на северо-востоке Европы (удивительная точность) события, связанные с воздухом, в значительной степени обычны (У нас все хорошо).
Мы очень внимательно следим за ситуацией, за событиями и при необходимости корректируем наши ресурсы (какие? Финансовые, нефтяные, алкогольные, демографические?).
Конечно, у русских были десантные корабли в Балтийском море и районе Балтийского моря (в море и приморье), так что там ситуация становится немного более напряженной (от чего? От факта наличия кораблей? Или русские десантники уже высадились в Хельсинки?). Финская промышленность располагает достаточно широкими возможностями внутри Финляндии (а мы все думали, что финская промышленность лежит снаружи Финляндии… Спасибо за подсказку).
Мы можем поддерживать оперативный темп (темп чего? Бега, пляски, застолья?) и поддерживать операции в случае возникновения логистических проблем (проблем с доставкой запчастей), не позволяющих получать запчасти из глобальной системы поддержки F-35.
То есть кроме самих самолетов, амриканцы впаривают финнам некую глобальную систему снабжения запчастями, которая будет действовать по всему миру. Правильно. Клиента нужно стричь бесконечно.
Глобальная система поддержки считалась базовой, а затем к ней были присоединены финские индивидуальные возможности (мы поможем американцам с запчастями). Если Финляндия изолирована от глобального потока, существует определенный период времени, когда мы должны иметь возможность делать что-то внутри Финляндии (ждать запчастей придется непонятно долго. И, возможно, придется делать самими. Но деньги вперед). Главным прорывом стало то, что офис совместной программы F-35 и Lockheed Martin адаптировали глобальную систему поддержки к нашим потребностям (компании, производящей самолет, этот самолет знаком).
Это, несомненно, открытие века. Существует ли в Финляндии уже необходимая инфраструктура или ее еще предстоит построить? Она строится (Пока у нас ничего нет). В том, что мы сейчас делаем с F-18, есть средства, но в них необходимо внести коррективы (все придется создавать с нуля). Мы также получим соответствующие возможности благодаря пакету участия в промышленности (пытаемся подтянуть производственников к этой бесконечной «разводке»).
— Вы готовы обслуживать черный ящик самолета? (вопрос с сайта)
— Это никогда не вызывало беспокойства, поскольку в нашем устаревшем парке F-18 также есть определенные «черные ящики», техническое обслуживание которых в Финляндии невозможно (не готовы). И в тех случаях, когда мы не можем открыть компонент и починить его, у нас будут запасные части на полке (после аварии вместо одного «черного ящика» мы поставим другой. А предыдущий отправим в Америку. И так и будем летать, ничего не зная о причинах аварии).
Допустим, вы в Суэцком канале, поток материалов нарушен, детали не прибывают (вы поломались вдали от дома). Или произошла кибератака на систему логистики, которая помешает вам совершать какие-либо необходимые транзакции (самолет торпедировали хакеры). Эти вещи могут повлиять на логистический поток в течение некоторого времени (ваш самолет втысяче верст от дома превратился в груду бесполезного металла, потому что летать он не может, а запчастей нет).
Никогда не предполагалось, что мы будем полностью независимы (мы сами ничего не можем). Мы очень маленькая нация, и у нас нет никаких идей о том, как мы будем поддерживать F-35 без поддержки производителей (при обслуживании самолета мы всегда будем «на подсосе» у американцев). Это займет всего лишь некоторое время, пока мы не восстановимся и не придем в норму (ремонт любой поломки может затянуться на неопределенное время).
— Как выглядит «пакет промышленного участия», связанный со сделкой F-35?
— Это входит в компетенцию Министерства обороны, это выходит за рамки компетенции Сил обороны (понятия не имею).
— С какими компаниями собираетесь сотрудничать при обслуживании самолета?
— У нас есть стратегические партнерские отношения с Patria, с Insta. Определенные вещи для F-18 делает Finnair (решительно непонятно, что может делать пассажирская кампания для американского истребителя. Похоже, это банальная отмазка). Это самые крупные компании в категории прямого промышленного участия (сами мы не делаем ничего).
— Почему вы выбрали именно F-35? (в тендере между Boeing, французским Dassault, Eurofighter и соседним шведским Saab победу формально одержала фирма Lockheed Martin, выпускающая «самый опасный самолет вмире»).
— У нас был сценарный подход (как в театре). Это был сложный сценарий, технологически продвинутый (мы задействовали «серые схемы»). Провели оценку полученных предложений, и, основываясь на том, что было в предложении, мы сохранили счет, и F-35 победил (американцы на лапу дали больше. «Сохранили счет»).
— Можно подробней о сценарии?
— Нет, это сценарий национальной обороны (дураков ищите в зеркале). Мы провели три военные игры, каждая из которых была немного другой направленности (придумали три легенды для отмазки). Мы не оценивали развертывание в любом месте, только национальную оборону, и делаем это только за счет собственных ресурсов (летаем только над своей территорией. Дальше боимся — а вдруг поломается. Тогда пиши пропало).
— Где будут базироваться F-35?
— F-35 будут базироваться на четырех базах ВВС, а также размещаться на гражданских аэродромах и дорожных полосах (разбросаем по всей стране). У нас есть первоначальный план, который еще не доработан, мы работаем над инфраструктурой дома (есть какой-мифический план «одного дома для всех купленных самолетов, но делать его мы не будем, потому что тогда разоримся окончательно).
— Как будет происходить замена F-18 на F-35?
— Первые самолеты должны прибыть в Финляндию в 2026 году. Начальная подготовка начнется в Соединенных Штатах в 2025 году. Начнем выводить F-18 из обучения и эксплуатации в 2025 году (минимум через три года. Я за это время как раз уйду на пенсию). Первоначальная боеспособная эскадрилья F-35 появится в 2028 году (отвечать за все то, то я замутил, будет уже другой генерал).
— Что будет со старыми F-18?
— Они изрядно изношены (никуда не годятся). Мы будем использовать их для запасных частей (разберем этот металл на запчасти). Мы готовы просто избавиться от них (выкинем к чертовой матери).
— Как планируете сотрудничать с ВВС США?
— В течение последних 20 с лишним лет мы работали с военно-морским флотом США. А теперь работаем с Военно-воздушными силами США. Там немного другая культура (американские летуны американских же «водоплавающих» в гробу видали)…
Вот как-то так. Иронизировать над пассажами Йокинена можно бесконечно. Как говаривал в свое время Лужков «никакого сарказма не хватает». Короче, не парьтесь партнеры и союзники.
Покупайте самолеты F-35, и будет вам счастье взахлеб и небо алмазах…