Европа со всей очевидностью готовится к войне на Украине. Поскольку «российское вторжение» может повлечь за собой санкции в виде прекращения закупок «голубого топлива» у «Газпрома», Соединенные Штаты в январе 2022 года собрали с бору по сосенке все возможные излишки СПГ, чтобы Старый свет смог пережить этот отопительный сезон. Прямо на наших глазах начинает формироваться новая глобальная мировая система энергобаланса.
Еще недавно европейский газовый рынок был отдельно, а рынок Юго-Восточной Азии – отдельно. Пандемия коронавируса, а потом и ситуация вокруг Украины связала их в единый тесный узел, который в среднесрочной перспективе чреват серьезными потрясениями.
Раньше СПГ был главной опорой и надежей для Юго-Восточной Азии с ее огромным населением, стремительно растущей экономикой и отсутствием развитой газотранспортной инфраструктуры. В Европе, напротив, еще с советских времен с магистральными трубопроводами все в полном порядке. Так называемая «сланцевая революция» высвободила в Соединенных Штатах большие излишки газа, который стало возможным экспортировать. Поднапрягшиеся после памятной Мюнхенской речи президента Путина и наученные горьким опытом двух «газовых войн» России и Украины европейцы модернизировали свою газотранспортную инфраструктуру и построили на побережье сеть приемных СПГ-терминалов. Однако реальным спросом они не пользовались, простаивая лишь частично загруженными. Покупать российский трубопроводный газ было проще и выгоднее, а самим экспортерам СПГ азиатский рынок был намного интереснее.
Все изменилось после того, как США начали политизировать газовый вопрос. Взяв под контроль после Майдана в 2014 году Украину с ее ГТС, американцы начали давить на «Газпром» с тем, чтобы забрать у него часть его рыночной доли в пользу своего СПГ. «Нефтяная война» России и Саудовской Аравии, пандемия коронавируса, снижение инвестиций в добычу традиционных энергоресурсов на фоне «зеленой повестки», а потом и во многом искусственно созданный энергокризис в Европе внесли свои существенные коррективы в эти планы.
Так, стоимость газа в ЕС сперва пробила отметку в 1000 долларов за 1 тысячу кубометров, а потом в моменте — и неслыханные 2200 долларов. В настоящее время она держится в районе 1 тысячи долларов. Но в Азии цены на «голубое топливо» еще выше, и потому танкеры с СПГ, в том числе, американским, упорно шли именно туда. Но вот в январе 2022 года Соединенные Штаты смогли «принудительно» стянуть в Старый свет максимально возможное количество танкеров.
Очевидно, по настоятельно просьбе из Вашингтона Токио направил в ЕС несколько танкеров с СПГ. Вот как это событие прокомментировал министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда:
Ведущая экономическая газета Страны восходящего солнца Nikkei без лишних экивоков прямо сообщила, что это связано с возможностью начала боевых действий на Украине. Как известно, в ЕС рассматривают различные варианты ответных санкций, включая частичный или полный отказ от закупок российского газа.
Интересно, что фактически на стороне США и Украины сыграл Китай, который также направил в Европу танкеры с «излишним» СПГ, которого КНР закупила впрок. Ничего личного, просто бизнес. Хотя странновато это – избавляться от «лишнего газа», когда Пекин сам имеет серьезный конфликт с Вашингтоном. Договорнячок?
Итак, что мы имеем. Во всем мире активно развивается энергетический кризис. Война на Украине может повлечь принципиальный отказ ЕС от закупок российского газа, что приведет к образованию еще большего дефицита энергоресурсов в Европе. Цены там скакнут до 2000, а то и до 3000 долларов за 1 тысячу кубометров, что будет тяжелейшим ударом по промышленности и экономике, в целом. Танкеры с СПГ опять вереницей пойдут в Старый свет, уже добровольно, без «указивок» из Вашингтона.
Но тогда энергетический кризис начнется уже в Юго-Восточной Азии. Тамошним «тиграм» придется либо повышать отпускную стоимость своей продукции, либо сворачивать объемы промышленного производства. В первом случае это потребует закупать СПГ еще дороже, чем в Европе. Это де-факто означает европейско-азиатскую «газовую войну». Понятное дело, что это никому не выгодно, за исключением, разве что, экспортеров СПГ. Все глобальные игроки заинтересованы в том, чтобы избегать подобных экстремальных сценариев.
Корень проблемы лежит в отсутствии свободных объемов газа. Пока что не достаточного количества СПГ, чтобы удовлетворить одновременно потребности и Европейского союза, и Юго-Восточной Азии. По некоторым оценкам, для соответствующего наращивания объемов производства СПГ может понадобиться от 5 до 10 лет.
Иначе говоря, у России реалистично есть 5 лет, когда она еще может решить «украинскую проблему» без должного уровня противодействия со стороны блока НАТО. После этого срока все изменится в еще более худшую для нашей страны сторону.