Владимир Путин начал заседание Совбеза — сразу после обращения к нему глав ДНР и ЛНР с просьбой признать их республики. Этот вопрос на момент написания этих строк и рассматривает Совет безопасности. Опрошенные нами эксперты не исключают, что признание может состояться. И рассуждают о его возможных последствиях.
Россия приняла на своей территории уже свыше 60 тысяч беженцев из самопровозглашенных республик, а собирается принять свыше миллиона человек. Параллельно с этим глава ДНР Денис Пушилин утверждает, что украинская армия прорывается к российской границе. Есть даже косвенное подтверждение: на российско-украинской границе взрывом разнесло погранпункт ФСБ.
Впрочем, сухие цифры все еще не свидетельствуют о критическом уровне агрессии на Донбассе. За последние несколько дней количество обстрелов за сутки возросло с 2–3 до 60, но это все равно не дотягивает до 2014–2015 годов, когда стороны конфликта разнесли под ноль часть Донецка и Дебальцево.
Тем не менее, призывы представителей ДНР и ЛНР к России о помощи невозможно игнорировать. Например, представитель народной милиции ДНР Эдуард Басурин заявил, что самопровозглашенной республике нужна моральная, финансовая и военная помощь со стороны Москвы.
«Признание ДНР и ЛНР нужно использовать по принципу «красных линий». Если Франция и Германия не могут заставить Украину выполнить Минские соглашения, Москва должна сама подтолкнуть Киев. Например, можно заявить, что, если украинские власти за два месяца не примут законы об особом статусе Донбасса и всеобщей амнистии. Если этого не произойдет, значит, Донецк и Луганск не нужны Украине и Россия признает их независимость. То есть Украина сама должна сделать свой выбор», — сообщил замглавы Института стран СНГ Владимир Жарихин.
По его словам, после признания у ДНР и ЛНР будут проблемы с инвестициями, выездом за границу и так далее, но зато там перестанут гибнуть люди. В качестве примера Жарихин привел Абхазию и Южную Осетию, где, как отмечает эксперт, с появлением российских войск воцарился мир.
«А вот принимать ДНР и ЛНР в состав России не хотелось бы, потому что тогда посыплются обвинения в аннексии, как это уже было с Крымом. Достаточно тесного экономического и гуманитарного сотрудничества. В дальнейшем к власти на Украине могут прийти адекватные люди, которые смогут договориться с ДНР и ЛНР. Возможно, они сформируют Союзное государство по примеру России и Белоруссии или конфедерацию», — говорит замглавы Института стран СНГ.
В свою очередь политолог Алексей Макаркин полагает, что признание ДНР и ЛНР похоронит Минские соглашения, а на смену им придут соглашения между Россией, Донецком и Луганском о военной поддержке.
«Эта схема будет похожа на то, что было в Абхазии и Южной Осетии, но с одним отличием: на Донбассе нет границ. По конституции ДНР и ЛНР их границы совпадают с границами Донецкой и Луганской областей. Соответственно, встанет вопрос, что делать, например, с Мариуполем. Появление российских войск на Донбассе не гарантирует прекращение боевых действий. Перестрелки будет сложно остановить, потому что в регионе нет четко выраженной линии фронта, зато есть так называемые «серые зоны». Нужно быть готовым к любым неожиданностям», — поясняет Макаркин.
Вместе с тем политолог не исключает, что международная реакция на признание ДНР и ЛНР может быть неоднозначной. «Например, члены ЕС могут заявить, что Москва не стремится захватить Киев, поэтому от наиболее разрушительных санкций можно пока отказаться. В этом случае, возможно, удастся сохранить «Северный поток-2». Но продолжать выстраивать отношения с США будет, мягко говоря, затруднительно», — предполагает эксперт.
С тем, что война не прекратится, согласен глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. Он заявил, что не видит смыла в признании ДНР и ЛНР и не считает, что такое решение будет принято. По его мнению, пока мы видим, как стороны нагнетают истерию, пытаясь использовать ее в информационной войне друг против друга. При этом никто не задумывается о простых людях, которые больше всего страдают из-за этого.
«Во-первых, было официальное заявление Кремля о том, что этот шаг не коррелируется с Минскими соглашениями. Во-вторых, не видно каких-либо позитивных изменений для ДНР и ЛНР после признания, а признавать просто так можно было и в 2014 году, но тогда этого сделано не было», — говорит Денисов.
Глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии предупреждает, что признание разрушит конструкцию Минских соглашений, которые, хоть и подвергаются критике со всех сторон, все-таки остаются незаменимыми. «При разрыве Минских соглашений Украина безболезненно снимет с себя крайне неудобные обязательства по Донбассу, а Россия получит новый пакет или пакеты санкций.