Американское посольство в России уведомило своих граждан об угрозе атак в общественных местах в крупнейших городах нашей страны и на границе с Украиной. Дипломаты, ссылаясь на данные СМИ, предполагают нападения на торговые центры и станции метро в Москве и Санкт-Петербурге. Они призвали своих земляков следить за обстановкой, избегать скопления народа, быть бдительными в популярных туристических местах, имея при себе удостоверение личности и визу.
Вообще-то, во всем этом в принципе нет ничего особенного — любой здравомыслящий человек должен так себя и вести, вне зависимости американец он или кто. Еще можно посоветовать не бухать лишнего, не связываться с девицами легкого поведения. Так что, с одной стороны американские дипломаты уподобились знаменитому «капитану очевидности». Но с другой стороны, если сказать правильные вещи и… чуть-чуть приврать, тогда поверят многие.
Посольские дипломатично напомнили, что в чужой стране следует продумать варианты эвакуации без помощи властей США. А это уже высший пилотаж для некоторых туристов. Можно, конечно, рассчитывать на гостеприимный борт российского МЧС, они всех раньше эвакуировали из горячих точек, если точки действительно горячие.
Из холодной России самостоятельно выберешься — будешь молодцом. Желательно при этом далеко обойти железнодорожные станции и в метро, ведь там — по мнению дипломатов — может быть опасно.
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, руководитель Центра российско-американских отношений, Павел Подлесный считает, что поскольку информация об отъезде американских дипломатов из Киева отошла на второй план, поэтому янки срочно ищут что-то новое:
— Принялись за Москву и Санкт-Петербург, чтобы, как они любят, внести в нашей стране какую-то сумятицу. Я не вижу за этими сообщениями реальной основы, это все из той же оперы под названием «пропагандистская война против России» со всех сторон. Хотят отпугнуть людей — не только чтобы американцы не ездили в Россию, но и все остальные перестали. Им бы только нагадить нам.
«СП»: — Интересно ли все это людям, живущим за узкими рамками московского «Садового кольца» на котором размещается американское посольство?
— Может быть, и есть в этом элемент некоего, очень узкого соревнования между нашими и американскими дипломатами, по принципу «кто резче ответит» — они же тоже люди.
Мария Захарова вынуждена откликаться по нескольку раз на день, что порой бывает нелегко. Но и наши сотрудники МИД, и американские дипломаты в центре внимания, и к тем, и к другим прислушиваются за пределами их офисов. Они представляют свои страны. Поэтому важно не устраивать панический крик по любому поводу…
Пока, судя по заявлению госсекретаря США Энтони Блинкена, самое спокойное место в мире — это город Львов, в который временно переедет посольство Америки из Киева, чтобы оказаться подальше от россйско-украинской границы.
Заявлений о том, что российские войска якобы «получили приказ приступить к вторжению» на Украину мир услышал немало, но не один не подтвердился. В российском МИД заявили, что Лондон и Вашингтон являются историческими «чемпионами» по публикации фейков о якобы готовящемся «вторжении». Все это — ни что иное, как «многодневный марафон информационного террора», который прекрасно вписывался «в русло традиционной политики Запада».
Политолог, вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что если такого рода предупреждения публикуются публично, то возникают подозрения, что это элемент информационного воздействия:
— Если основания нет, то должен последовать вызов посла в МИД, чтобы выяснить: на каких основаниях такое заявление делается? Тем более что оно может быть резонансным, в том числе с экономической точки зрения.
Только представьте, что Российская Федерация после «марафона информационного террора» объявит об угрозе в отдельно взятых близлежащих странах! Но ни мы, ни другие страны такие заявления не делали и более того официально уровень террористичской угроз — не повышен.
Соответственно авиасообщение по-прежнему осуществляется, дипломаты работают. Если такие риски появятся, то начнут разбираться в принадлежности тех или иных граждан. Но если для этого нет оснований, никто паспорт требовать не будут.
Предположим, завтра российское посольство в Киеве заявит, что высока вероятность массовых акций протеста или приворотов на территории Украины. Как это будет восприниматься? Я думаю, что не очень оптимистично. Как правило, такие действия согласовываются. И, как правило, эти заявления согласовываются именно после того, как власти принимающей стороны — повышают уровень террористической угрозы.
Возможно, в данном случае информация тоже согласована — с Канадой, Великобританией, ведь у них вся разведывательная информация достаточно плотно обсуждается.
«СП»: — С другой стороны американцы ничего не особенного не говорят. Ведь в «местах массового скопления» — может быть опасно — вне зависимости от того, американец ты или русский?
— Заявление прозвучало здесь, и сейчас: могут иметь место террористические акты со стороны отдельно взятого государства. Значит, то государство — поддерживает террор. Такого типа заявление еще до начала каких-то военных действий говорят о том, что такие атаки могут происходить — безотносительно каких-то военных действий. А если могут происходить, то значит, и в мирное время такое допустимо.
Напоминаю, что у нас были попытки диверсий на газопроводах, на объектах инфраструктуры на территории Крыма, в некоторых субъектах Федерации. Фактически признавая наличие террористической угрозы, статус террористических организаций за отдельно взятыми структурами, Вашингтон — развязывает им руки.
Но эффект от такого запугивания будет обратный. Это вызывает этническое противостояние, что не очень хорошо. Это может посеять панику в городах — отличный ход с точки зрения наших противников. Только это может вызвать очень серьезное обвинение. Ведение военных действий против мирного населения — нарушает целый ряд международных конвенций. Так что это американское заявление — не самый лучший аргумент, который можно использовать…
Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова в ответ на предупреждение дипмиссии в свойственной ей дружелюбной манере, но с нотками тревоги в голосе поинтересовалась: передавала ли американская сторона свои опаснения принимающей стороне? Откуда паника? Как это все понимать? Есть ведь соответствующие российские структуры, аналогичный американским ЦРУ и ФБР — им можно по партнерским каналам передавать свою озабоченность на предмет успокоения нервов? Кого и зачем Америка пугает терактами?
Российский политолог, кандидат политических наук, профессор международник Александр Шатилов считает, что на такого рода заявления стоит обратить самое пристальное внимание:
— Это не просто некие сиюминутные информационные «вбросы», за всем этим стоит определенная согласованная сила. Нашим спецслужбам — ни в коем случае не следует пропускать мимо ушей заявления американских дипломатов.
«СП»: — Методы их работы, похоже, меняются, раньше они приглашали к себе наших либералов. Теперь никого не приглашают, а наоборот запугивают внутренней российской угрозой.
— Есть определенная разница между российскими либералами, которые прежде любили наведываться в американское посольство и международными террористами. Первые — призваны расшатывать устои, вторые — вступают в действие вслед за ними.
Заявления американских дипломатов — направлены не столько по адресу своих соотечественников, случайных туристов, сколько для самого широкого круга людей, в том числе — постоянно живущих рядом с теми популярными местами отдыха, о которых говорят американские дипломаты.
В их душах должно зародиться сомнение по поводу реальной безопасности окружающей обстановки. Кроме того это информация для российских властей, которые таким образом получают тревожное предупреждение из официальных, весьма информированных источников…
Политолог Александр Володченко напоминает, что нагнетание обстановки не может продолжаться бесконечно:
— Рано или поздно психологический прессинг должен вызвать у человека некий срыв. Ведь где тонко, там и рвется. А наши соперники постоянно перетируют эти тонкие нити, на которых держится наше общественное спокойствие. Ведь мы встаем по утрам, включаем телевизор и слушаем, слушаем, слушаем. Пусть фоном, но тревожная информация откладывается нам на подкорку. Идеологическая борьба продолжается, а обработка населения не прекращается ни на минуту. Мы не должны пропускать эти информационные удары, ведь большинство населения не в состоянии правильно проанализировать поступающую информацию.