Практически одновременно во всех городах Донбасса поздним вечером минувшего понедельника раздались артиллерийские залпы. Но не снарядов — салюта! На улицы с флагами России и своих республик вышли сотни людей, практически все, кто оставался на тот момент в своих домах. Так встретили там известие о подписании президентом РФ Владимиром Путиным указа о признании независимости ДНР и ЛНР. Теперь они — независимые государства.
Данное решение было принято Кремлём 21 февраля после многочасового заседания Совета безопасности. Выступившие там высшие государственные чиновники,
сенаторы и депутаты единогласно высказались за признание Донецкой и Луганской народных республик.
— Восемь лет ждали мы этого, уже, честно сказать, и надеяться перестали, но вот, наконец, свершилось, — ответила на звонок корреспондента «СП» давняя знакомая, 63-летняя Светлана Анатольевна из города Антрацита. Сама она коренная крымчанка, но в конце 1980-х переехала вслед за вторым мужем в этот небольшой симпатичный городок на северо-востоке ЛНР. Муж погиб несколько лет назад. Живёт Светлана с семьёй сына, на ней две внучки 11 и 5 лет.
— Я с сыном постоянно на связи, каждые полтора-два часа созваниваемся, — рассказывает Светлана, прибывшая с детьми вчера днём в Ростов-на-Дону.
— Говорят, минувшей ночью почти никто у них там не спал, разъезжали по улицам, пели, танцевали, прямо как в кинохронике о победном 1945-м!
«СП»: — Как вы доехали до Ростова, что дети — не капризничают? Здоровы?
— С детьми всё в порядке, слава богу! Доехали хорошо, на наших луганских автобусах. Разговоров в пути почти не было. Все очень переживают вынужденную эвакуацию. Собираться ведь пришлось быстро. Все мысли о доме: что там с нашим жильём, с близкими? Никто не думал, что Путин вот так, вдруг, признает наш край. Мы долго были обижены на него — почему не сразу, вместе с Крымом? Столько людей погибло за это время…
«СП»: — Говорят, на границе большие очереди, беженцы часами ждут, когда их переправят к месту временного проживания. Это так?
— Очереди есть, да. Пришлось немного понервничать. Всё из-за коронавируса. Нужно сдавать ПЦР-тест. А для этого заполнить определенные документы, пройти осмотр у терапевта. Ещё про прививки от ковида у всех выясняли — многим здесь их будут делать. С распределением на проживание тоже получилось суетно. В Ростове, сказали, мест уже нет, хотели везти нас в Волгоградскую область, но несколько семей отказались, как и я. Решила, быть ближе к дому, пусть и не в идеальных условиях многоместного общежития. Как чувствовала! Теперь, после признания нашей ЛНР, обстрелы со стороны Украины, надеюсь, прекратятся. Так что, думаю, скоро поедем назад, домой!
Поинтересовалась я у знакомой луганчанки и о том, как поят-кормят беженцев? И нет ли конфликтов с местными жителями? По некоторым данным, иные ростовчане, совсем не рады им. Вспоминают, как в 2014-м, привечая их, слышали в ответ упрёки, что это «из-за вас, русских, всё началось!»
— Так и было, всё правда, — сказала она, — намучились мы тогда из-за некоторых наших земляков. Всё им было «не то», да «не так». Требовали себе особые условия, как «пострадавшая сторона»… Сейчас в этом смысле поспокойней. Натерпелись мы за восемь-то лет, не до капризов. А кормят нас хорошо, не домашним, конечно, но сытно и в достатке.
Удалось поговорить в Ростове также с одним из сотрудников администрации. В частности, о резком взлёте цен на продукты, аренду жилья, услуги такси. Об этом местные пишут в соцсетях, упрекая беженцев.
— Попытки таксистов удвоить тариф за переезд от границы в город, мы пресекли на корню, — ответил он. — На сегодня (утро вторника, 22 февраля — авт.) ни одной жалобы на этот счёт не поступало. С ценами на аренду разбираемся. В принципе, мест для расселения прибывающих пока хватает. У нас в регионе хорошие пансионаты, гостиницы. Если кто хочет поселиться в отдельной квартире, тут, наверное, всё-таки самим нужно договариваться.
К слову, как только в конце минувшей недели стало известно о необходимости эвакуировать в Россию жителей из ДНР и ЛНР, подскочили ценники на аренду квартир и в Петербурге. Причем, сразу в полтора, а где-то и в два раза. Случайное совпадение?..
Не все жители ДНР прислушались к совету руководства республики покинуть её из-за обострения ситуации. Семья Б-вых, например, считает, что «опасность сильно преувеличена». Об этом вашему корреспонденту рассказала их 20-летняя дочь Ольга, которая учится в питерском вузе, живёт в собственной однокомнатной квартире, которую купил для неё отец-бизнесмен.
— Мои мама, папа и 14-летний брат живут в Донецке. Мама домохозяйка, у отца своя небольшая фирма, связанная с грузоперевозками. Фирма работает, все сотрудники на месте. Зачем куда-то уезжать?
«СП»: — Так ведь снаряды рвутся, Ольга, мирные люди гибнут!
— Это не в Донецке, а по окраинам республики. В самом городе всё спокойно. Паники нет. Магазины, конторы разные работают в обычном режиме.
«СП»: — А школы?
— Тоже. Брат каждый день ходит на уроки.
«СП»: — Как в Донецке встретили известие о признании Россией?
— Папа сказал, шумно было очень. Много криков, автоклаксоны всю ночь не смолкали.
Как известно, президент России распорядился выдать каждому беженцу по 10 тыс. рублей «подъемных». Сумма не ахти, какая большая по нынешним ценам. Есть те из приезжих, кто успел назвать её «подачкой». Но таковых, как утверждают в администрации Волгоградской области, где тоже принимают беженцев, единицы. Из числа тех людей, которые всегда и всем недовольны, что для них ни делай. Эти 10 тысяч — на непредвиденные, так сказать, расходы каждого. Всё остальное — проезд, питание, проживание, медпомощь — совершенно бесплатно. А если вынужденная командировка приезжих затянется, не исключено, уточнили местные чиновники, последуют дополнительные выплаты. Возможно, из резервных фондов местных бюджетов.
Медики наши работают как в приёмных пунктах на границе с республиками, так и там, где селятся эвакуированные. Для последних никаких проблем в этом быть не должно. Другое дело — местные жители, в одночасье оставшиеся, по их словам, без участковых врачей, части специалистов из поликлиник. А тут ещё этот нескончаемый ковид со своими штаммами… Словом, несколько напряженная пока для постоянного населения ситуация.
— Я ещё два года назад говорил товарищам-землякам, что надо уезжать в Россию, пока не закончатся политические провокации против наших республик. Не послушались, теперь названивают мне с просьбой помочь устроиться в Питере или хотя бы близ него, — ответил на мой звонок 33-летний луганчанин Николай Просунько. С ним я познакомилась прошлой весной в автоцентре, где он, водитель, помогал выбирать машину для своего шефа-бизнесмена, тоже луганчанина.
— Сам-то я с семьёй уехал из Луганска, а родители и сестра не захотели, — продолжает Николай. — Они там родились, выросли, везде, говорят, хорошо, где нас нет. Но эвакуироваться им всё-таки пришлось. Всех детей и стариков обязали уезжать. Сейчас в городе Волжском, близ Волгограда. Звонили вчера днём, сетовали на усталость. В остальном, сказали, всё нормально. Думаю, забрать их к себе, хотя бы на время. Коль Россия признала наши республики, в обиду уже не даст. Надеюсь, быстро восстановит там мир и порядок.
Справка «СП»
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал в минувший понедельник, ещё до признания Россией республик Донбасса, результаты своего исследования, посвященного отношению россиян к помощи жителям ДНР и ЛНР. Подавляющее большинство опрошенных — 82% — относятся к этому положительно.
Чуть меньше тех, кто поддерживает приём беженцев на нашей территории — 78% респондентов. Не поддерживают — 13%. Это в основном граждане в возрасте 18−24 лет.
Поддержало большинство участников опроса (75%) и решение президента Владимира Путина о единовременной выплате беженцам суммы в размере 10 тыс. руб. Против высказались 18%. Ещё 4% заявили, что в целом отрицательно относятся к оказанию помощи жителям республик. Оставшиеся 3% — «не определились».