США, Великобритания и Евросоюз пока решились лишь на беспрецедентно мягкие санкции против России. Американцы, например, ограничивают операции с суверенным российским долгом.
Хотя речь идет лишь о гособлигациях, которые только будут выпущены с 1 марта. Облигации, выпущенные Минфином РФ, Банком России или Фондом национального благосостояния, американским резидента запрещено покупать на вторичном рынке (то есть не напрямую у России).
При этом избавляться от старых гособлигаций, выпущенных до 2022 года, власти США не обязывают. То есть санкции реализованы в самом мягком варианте.
Западные санкции затронули также несколько финансовых структур, среди которых самые крупные — это корпорация развития «ВЭБ.РФ» и госбанк «Россия». Но и тут Запад облажался: «Россия» из-за работы в Крыму и так уже с 2014 года находится под санкциями.
Персональные санкции распространяются на нескольких олигархов, которые давно уже и так под санкциями. Это, скажем, Геннадий Тимченко, а также Борис и Игорь Ротенберги. А вот в американском списке — дети главы ФСБ Александра Бортникова, директора РИСИ Михаила Фрадкова и первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. Все они сейчас топ-менеджеры крупных компаний и потенциально санкции могут немного осложнить работу.
Кроме того, Евросоюз подумывает о том, чтобы ввести санкции против всех депутатов Госдумы и сенаторов, которые поддержали признание ДНР и ЛНР. А поддержали обе палаты парламента, напомним, единогласно.
Пожалуй, самое болезненное пока для России последствие — это отказ Германии от сертификации «Северного потока-2». Но это будет означать экономическую катастрофу, прежде всего, для самой Германии, которая зависит от российского газа почти на две трети.
Вряд ли европейские политики готовы стрелять себе в ногу, ставя под угрозу и экономику, и жителей. Об этом прямо написал в Твиттере зампред Совбеза Дмитрий Медведев: «Добро пожаловать в новый мир, в котором уже скоро европейцы будут платить 2000 евро за тысячу кубов газа!»
Впрочем, Европа пока полностью не отказывается от введения газопровода, хитроумно оставляя себе окно возможностей для переговоров с Россией. Да и газопровод не только российский, участвует в его финансировании международный консорциум в составе немецких Wintershall Dea и Uniper, датской Gasunie и французской Engie. Если газопровод не будет введен, они имеют полное право высудить компенсацию понесенных убытков у ушлых политиков, пляшущих под вашингтонскую дудочку.
Неудивительно, что о более жестких санкциях (это, скажем, отказ от закупок российских углеводородов, запрет на продажу валюты или отключение России от международной межбанковской системы SWIFT) Запад пока даже не заикается. Скажем, отключение России от SWIFT попросту обрушит мировую финансовую систему, понимают даже узколобые евробюрократы.
В общем, у Запада получились не санкции, а популизм. Все опрошенные «Свободной прессой» независимые экономисты уверены, что в таком виде санкции окажутся почти нечувствительными для России.
Россия в наилучшей экономической форме за 10 лет
— Если отбросить текущий конфликт и потенциальные санкции, в экономическом плане для страны сейчас ситуация складывается крайне положительно, — говорит доцент Российского экономического университета (РЭУ имени Плеханова) Николай Мрочковский. — Да, санкции могут, и вероятно, будут иметь негативный эффект. Вполне возможен рост курса доллара к рублю, а вслед за этим и подорожание ряда товаров. Однако в целом страна находится в финансовом плане в наиболее устойчивом положении за последние годы.
Доцент РЭУ отмечает, что у России очень высокий уровень золотовалютных резервов: они на максимуме за всю историю и составляют около $640 млрд.
Уровень госдолга, напротив, минимальный за последние 10 лет. Сохраняются очень высокие цены на нефть, газ и металлы. Что обещает по крайней мере в ближайшее время стране хорошие экспортные доходы, говорит Мрочковский.
Россия просто переориентируется с Запада на Восток
Сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский отмечает, что единственным ощутимым фактором для России окажется инфляция,
— Говоря о прочности российской экономики, нужно помнить, что основной урон в 2014 году был нанесен не из-за санкций, а из-за падения цен на нефть. Сейчас такого, скорее всего, не будет. Есть вероятность, что после событий последних дней ядерная сделка Запада с Ираном сорвется, и в этом случае котировки нефти уйдут за $100 за баррель.
Но России такой рост на руку. Кроме того, федеральный бюджет сильно профицитный, технологическое эмбарго Запада можно компенсировать азиатскими технологиями, а от экспортируемых Россией товарных позиций страны Евросоюз отказаться никак не могут, — считает Переславский. — Поэтому глобально можно говорить о том, что экономика спокойно переживет очередной трудный период. Однако может сильно возрасти инфляция из-за очередной девальвации рубля.